ГЛАВА VI.
ФАЗА VI: ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕПосле утверждения продукта/серии начинается фаза VI процесса PSYOP. Эту фазу можно считать как фазу основных действий, поскольку продукты PSYOP производятся и распространяются среди ЦА для достижения желаемого эффекта. На этой фазе продукты PSYOP производятся, распределяются и распространяются, а также проводится последующее посттестирование этих продуктов. Результаты посттестирования анализируются на этапе VII (оценка), описание которого даётся в следующей главе. Матрица выполнения серии (SEM), рабочий лист распространения серии (SDW) и изменения в приложении PSYOP задают сроки фазы VI. В современной быстроменяющейся информационной среде точность и своевременность распространения PSYOP, так же как и выбранный метод, имеют решающее значение. Если есть возможность, то силы PSYOP должны заключать контракты на использование местных производственных мощностей для обеспечения снабжения продуктами войск на ТВД. В случае кризиса правительство принимающей стороны может национализировать подобные производства. Специалисты PSYOP могут заключить контракт с местными компаниями на производство мультимедийной продукции, или ограничиться своими силами, если они имеются. В ходе выполнения этой фазы цели обеспечения качества и своевременности серий являются первостепенными для успешного PSYOP.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
6-1. Вне зависимости от использования собственных или сторонних ресурсов для производства, необходимо проводить контроль качества. Как правило, её проводят член секции по разработке продуктов/тактического отряда разработки PSYOP, и переводчик. Для визуальной продукции представитель секции/тактического отряда должен убедиться, что установочная партия продукта соответствует первоначально утверждённому прототипу. Переводчик также должен убедиться, что не один из переведённых текстов не растёкся, не исказился и слова не слились (
т.е. качество печати, как я понимаю – прим. пер.). Для аудиопродукции представитель секции/отряда проверяет отсутствие искажений и правильный формат записи. Переводчик отвечает за то, чтобы аудиозапись была понятна на языке ЦА и соответствовала сценарию. Для аудиовизуальных продуктов специалист PSYOP проверяет соответствие утверждённой раскадровке, качество записи и пригодность формата для трансляции. Переводчик проверяет понятность продукта ЦА. Оба проверяющих должны обращать внимание на необходимость отсутствия культурных расхождений. По завершению проверки качества начинается полномасштабное производство, и продукт выпускается в количестве, обозначенном в рабочем листе распространения серии. SDW определяет также место и время распространения каждого продукта.
ПРОИЗВОДСТВО
6-2. После утверждения серии и внесения всех изменений продукт запускается в производство. Во время разработки серии определяются продукты, которые пойдут в производство первыми в соответствии с матрицей выполнения серии. SEM позволяет отделу планирования и программ устанавливать сроки, синхронизировать и деконфликтовать перевод, тестирование, производство, распределение и распространение продуктов в рамках серии для достижения максимального эффекта. В рабочем листе продукта/действия так же указываются средства его производства, которые могут быть как собственными, так и сторонними. Производственный процесс может быть как простым, так и сложным. Примером простого производства является двухцветный лифлет из 10 слов для перспективной ЦА. Его можно произвести собственными силами, и займёт это от нескольких часов до нескольких дней, начиная от разработки концепции до производства в зависимости от дизайна листовки. Подготовка полевого видеоматериала для серии PSYOP требует тщательной координации между запрашивающим подразделением PSYOP и производственным предприятием, а также значительно больше человекочасов на разработку, монтаж и производства. К примеру, съёмка одного часа необработанного материала может потребовать 8 человеко-часов. Следовательно, 4 часа «сырых» видоматериалов потребуют 32 человеко-часа. После этого монтажёры сожмут их до 30 секунд – 2 минут готового видео. Прежде чем выбирать формат медиа, планировщики PSYOP должны рассмотреть следующие факторы:
- наличие достаточного времени для разработки/производства/распространения аудиовизуального продукта;
- сообщение имеет долгосрочную ценность, которая не снизится по мере развития событий;
- имеется достаточное количество платформ для распространения аудиовизуальных материалов, чтобы охватить необходимую территорию;
- желаемая ЦА обладает радиоприёмниками или телевизорами.
СОБСТВЕННОЕ ПЕЧАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
6-3. Цех интенсивной печати (Heavy Print Facility, HPF) – крупная нетранспортируемая система, состоящая из четырёх цифровых машин прямой печати Heidelberg Quickmaster (рис. 6-1). Каждая машина может печатать со скоростью до 10000 листов в час, а HPF целиком может производить 800000 четырёхкрасочных двухсторонних лифлетов за 24 часа. Качество печати, обеспечиваемое этими машинами, находится на уровне газетной индустрии. Печатный машины Heidelberg органично вписаны в структуру 4-й POG(A), Форт-Брэгг, Северная Каролина. Персонал, прикомандированный к ним, обучен вёрстке и форматированию, частичному ремонту машин и способен печатать многоцветную продукцию различных типов, таких как визитки, листовки, плакаты, книги, газеты и журналы.

Рис. 6-1. Цифровая печатная машина Heidelberg.
6-4. Модульная печатная система (Modular Print System ) состоит из трёх модулей: А, В и С (рис. 6-2). В модуле А хранится печатное оборудование, которое не используется в данный момент. Модуль В имеет две раскладных секции, в каждой из которых можно расположить одну офсетную печатную машину Heidelberg GTOZP52, способную печатать одновременно в два цвета или в один с лицевой и оборотной стороны. Максимальный размер бумаги для этой системы составляет 14 дюймов на 20 дюймов, а размер самого большого изделия - 13 3/8 дюйма на 20 дюймов, что позволяет запечатывать поля. Модуль С также имеет раскладные секции, в них устанавливаются большой резак для бумаги, маркиратор печатных форм и небольшой световой стол. Модули B и C при развёртывании дополнительных секций имеют площади для хранения ограниченного объёма бумаги.

Рис. 6-2. Модульная печатная система
6-5. Ризограф – мобильное множительное цифровое устройство, сочетающее в себе скорость печати небольшой печатной машины (120 копий в минуту) с простотой копировального аппарата (рис. 6-3). Ризограф может напечатать до 93000 одноцветных лифлетов за 24 часа. Хотя подключение к компьютеру для ризографа не является обязательным, его наличие обеспечивает лучшее качество изображения и возможность разработки печатной продукции непосредственно в PDC или TPDD, а также печать материалов заранее, тем самым сокращая время на производство и распространение. Ризографы имеются в штате некоторых подразделений PSYOP и заранее размещаются на возможных ТВД.

Рис. 6-3. Ризограф.
6-6. Развёртываемый центр производства печатной продукции (Deployable Print Production Center) представляет собой систему печатающего оборудования, перевозимого на M1037 HMMWV с прицепом (рис. 6-4). Она включает в себя рабочую станцию разработки продукции - лёгкую (Product Development Workstation (PDW)-Light), высокоскоростное цифровое множительное устройство (ризограф), электрический резак для бумаги, генератор и блок кондиционирования. PDW-Light – система, обеспечивающая передовым подразделениям ограниченную разработку продуктов PSYOP в полевых условиях. Она также предоставляет пользователям возможность электронной передачи и получения файлов продуктов PSYOP и сопутствующей информации через систему распределения продуктов (product distribution system, PDS). PDS представляет собой серийный коммерческий терминал спутниковой связи, рабочую станцию кодировщика Moving Picture Experts Group-2 и сервер Windows NT, используемый для безопасного и небезопасного распространения продукции (рис. 6-6). PDS передаёт информацию о продуктах через коммерческие/военные спутниковые каналы, одноканальные наземные и воздушные радиопередатчики и по телефонным линиям. В состав PDS также входят защищённый ноутбук, съёмный жесткий диск и принтер. Система PDW-Heavy схожа с PDW-Light, но имеет настольный компьютер и цветной лазерный принтер для повышения качества печати.

Рис. 6-4. Развёртываемый центр производства печатной продукции.

Рис. 6-5. PDW-Light

Рис. 6-6. PDS
ВНЕШНЕЕ ПЕЧАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
6-7. Специалисты PSYOP могут так же использовать различные внешние ресурсы для закрытия потребностей в печатной продукции. Эти ресурсы могут быть в частной собственности иностранных граждан или относиться к вооружённым силам союзников. Например, объединённая целевая группа психологических операций (CPOTF) в Республике Корея регулярно использует внешние ресурсы, как местные типографии, так и печатное оборудование корейской армии.
Контракты с местными типографиями
6-8. Заключение контрактов с местными типографиями на начальных этапах военной операции является экономически оправданным и одновременно позволяет оперативно производить продукты PSYOP. Координация в таких случаях осуществляется через сотрудника, ответственного за заключение контрактов, обычно из поддерживаемого подразделения или посольства США. Преимуществом использования местных типографий является то, что они зачастую более экономически эффективны и их продукция получает больший отклик у ЦА. При заключении контрактов с местными фирмами специалисты PSYOP должны быть осведомлены о вопросах безопасности и производить ключевые продукты своими силами. Кроме того, местные типографии могут быть источником актуальной информации для командования. Необходимо учитывать, что некоторые местные фирмы могут не иметь ресурсов, знаний или опыта для обслуживания своего печатного оборудования. Специалисты по печати и аудиовизуальным средствам могут помочь им в этом случае с надлежащим ремонтом и обслуживанием, что будет способствовать установлению отношений с местными производителями и тем самым облегчению производства продуктов PSYOP.
Контракты на производство аудиовизуальной продукции
6-9. Для обеспечения более широкого распространения аудиовизуальной продукции, сотрудник, заключающий контракты, может прибегнуть к услугам одной из местных телестанций, чтобы произвести, отредактировать и сделать копии утвержденных продуктов в правильных форматах для распределения и распространения. Ещё одна возможность, которую следует рассмотреть – заключение контракта с местными актёрскими или модельными агентствами на подбор спикера или диктора аудиовизуальных продуктов PSYOP. Профессиональный спикер привлечёт внимание ЦА и добавит достоверности транслируемому сообщению PSYOP.
ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АКТИВЫ
6-10. По указанию президента и министра обороны специалисты PSYOP проводят операции в тесном взаимодействии с другими службами и ведомствами. Иногда, из-за ограниченности ресурсов, специалисты PSYOP должны использовать активы и средства других служб и правительственных агентств.
Объединённый центр ComCam
6-11. Объединённый центр ComCam (joint combat camera center, JCCC) фокусируется на видеоматериалах, раскрывающих историю армии с американской точки зрения. Прежде чем использовать материалы JCCC, следует убедиться, что они будут транслировать точку зрения, соответствующую культуре ЦА. JCCC координирует действия подразделений ComCam разных родов войск. Такие подразделения могут быть ценным источником визуальной и аудиовизуальной продукции. Ещё один источник, на который стоит обратить внимание – коалиционный пресс-центр. Он может располагать возможностями, полезными для производства копий утверждённых на ТВД продуктов.
Информационная служба ВС
6-12. Информационная служба вооружённых сил (American Forces Information Service, AFIS) производит новости, тематические статьи и телерепортажи обо всех аспектах жизни вооружённых сил. В этих передачах основное место отводится мнению вышестоящего командования о жизни ВС. Новости и тематические статьи выгружаются на сайт в течении каждого дня, семь дней в неделю. Телерепортажи также ежедневно доступны на сайте и транслируются на канале Пентагона (
http://dodimagery.afis.osd.mil/).
Флот США
6-13. Специалисты PSYOP также могут использовать опыт и знания других родов войск. ВМС США имеют возможность производить аудиовизуальную продукцию благодаря наличию Тихоокеанского аудиовизуального командования (Fleet Audio-Visual Command, Pacific), Атлантического фотографического командования (Fleet Imagery Command, Atlantic), подразделениям ComCam флота, различным фильмотекам и Фотографическому командованию ВМС (Naval Imaging Command). Флот имеет возможность проводить AM/FM трансляции с кораблей на 40 км вглубь суши, а также выпускать документы, плакаты, статьи и другие материалы для PSYOP. Кроме того, самолёты РЭБ флота и КМП имеют возможность транслировать предварительно записанные файлы в формате .wav (
не забываем, что руководство старое – прим. пер.) по различным каналам вещания, включая FM-радио.
ВВС США
6-14. 193 крыло специальных операций ВВС США в качестве основной задачи имеет вещание в стандартных диапазонах AM/FM, высокочастотном и ТВ, а так же в диапазонах военной связи. Шесть самолётов EC-130E/J (COMMANDO SOLO), приписанных к НГ Пенсильвании, основной задачей имеют транслирование передач PSYOP. COMMANDO SOLO приспособлены для ночных полётов и имеют оборудование для дозаправки в воздухе. Кроме того, Командование специальных операций ВВС имеет ряд самолётов, способных к радио- и телевещанию и сбросу лифлетов.
УПАКОВКА.
6-15. Последнее, на что предстоит обратить внимание при производстве продуктов PSYOP, это их упаковка для распределения и распространения. Необходимые вопросы:
- сколько отдельных подразделений будет заниматься распространением и в каких объёмах? Будет это отряд или рота PSYOP? Сколько? Какое расстояние до каждого места дислокации?
- как будет распространяться продукция? На бумаге, как видео или аудио для громкоговорителя/радиопередач?
- каким воздействиям окружающей среды будут подвергаться продукты при транспортировке? Перед отправкой специалисты PSYOP должны убедиться, что упаковка может выдержать грубое обращение, и что ярлык на ней напечатан крупными разборчивыми буквами и включает в себя указание расположения подразделения, точку встречи и номер для связи. Если продукт передаётся через интернет, то необходимо убедиться, что соблюдены все требования по безопасной передаче данных и что продукт отправляется в формате, пригодном для использования.
6-16. Размер упаковки для распространения определяется средствами распространения. Стандартная коробка для принудительного раскрытия имеет размеры 12х12х16 дюймов. Поэтому продукты, распространяемые путём принудительного раскрытия, упаковываются примерно по 25000 лифлетов в коробку.
6-17. При использовании агитационных авиабомб продукты упаковываются примерно по 30000 штук в коробку. Это позволяет сэкономить значительное количество человекочасов, поскольку каждая M129 вмещает в себя 60000 лифлетов, которых может быть несколько видов. Агитационные бомбы бывают двух типов:
- M129, вмещающая около 60000 листовок и пригодная для распространения двух и более продуктов одновременно. Лифлетная бомба M129E1/E2 сбрасывается с самолёта. Для её загрузки необходимо от двух до четырёх военнослужащих. Перед загрузкой лифлеты сворачиваются вручную. Персонал ВВС отвечает за размещение бомбы на самолёте и её постановку на боевой взвод. M129E1/E2 может использоваться только с самолётов, использующих бомбодержатели с принудительным сбросом: F-16, B-52 и F/A-18.
- PDU-5/B, представляющую из себя модифицированную кассетную MK-20 Rockeye II и предназначенную для замены M129E1/E2. Она используется для сброса с высокоскоростных машин, таких как F-16. Каждая PDU-5/B может снаряжаться около 45000 лифлетов в 20 бобинах.
---------------------------------------------------------------
Примечание: для полного снаряжения PDU-5/B лифлеты должны быть свёрнуты в 20 ровных бобин. Этот процесс требует времени и опытного персонала. Лифлеты нельзя просто сложить в PDU-5/B, как это делалось с M129E1/E2. Приложение D содержит дополнительную информацию по лифлетным бомбам и о распространении лифлетов с воздуха.
---------------------------------------------------------------
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ6-18. Распределение – это перемещение одобренных продуктов, физическим или электронным способом, из места производства в места последующего распространения. Распределение может также включать в себя временное хранение продукции. Сроки распределения определяются во время разработки и включаются в матрицу выполнения серии. Распространение продуктов на ТВД часто заключается в использовании наземных или воздушных средств для физической доставки продукции в подразделения PSYOP, распространяющие их среди ЦА в соответствии с указаниями матрицы выполнения. Для распределения могут использоваться военные ЛА, координируемые через оперативный отдел вышестоящего штаба подразделения PSYOP. Продукты, распространяемые электронным способом, обычно передаются через SECRET Internet Protocol Router Network (SIPRNET). Использование SIPRNET облегчается глобальной системой командования и контроля (Global Command and Control System, GCCS). GCCS – мобильная и быстроразвёртываемая система распространения информации. Она состоит из двух кейсов, в которых переносится два морских спутниковых телефона M-4 компании Nera, один Panasonic Toughbook, маршрутизатор Cisco, терминал Klas-TA, коммутатор Netgear, одноканальный шифратор KIV-7, привод/резак для компакт-дисков (CD) и видеокамера Sony. GCCS предназначена для обеспечения безопасной передачи данных, голоса и видео в любой точке мира путём подключения через базовую станцию к серверу передачи информации в Форт-Брэгге, Северная Каролина. С помощью программы NetMeeting система обеспечивает возможность проведения видеоконференций. К ней можно подключить дополнительные компьютеры и телефоны, чтобы небольшая локальная сеть могла обмениваться данными по защищённому каналу.
ЧАСТИЧНОЕ РАЗВЁРТЫВАНИЕ (reachback)
6-19. Чтобы наилучшим образом использовать все имеющиеся ресурсы в Форт-Брэгге, Северная Каролина, такие как четыре стационарных цифровых печатных машины Heidelberg центра медиа-операций (Media Operations Center, MOC) 3-го батальона распространения информации, подразделения PSYOP могут использовать частичное развёртывание. Для его проведения подразделению PSYOP необходим доступ к веб-серверам 4-го POG(A), двухточечное (P2P) соединение, доступ к сети SIPRNET и несекретной сети маршрутизации интернет-протокола (NIPRNET) для передачи файлов и электронной почты, и возможность межтеатрального распространения продуктов PSYOP. Такой приём позволяет части сил PSYOP, расположенной в Форт-Брэгг, оказывать помощь передовым подразделениям в разработке, проектировании, производстве и распространении продукции. Существующие и развивающиеся технологии (как военные, так и коммерческие) позволяют при частичном развёртывании поддерживать цифровые каналы связи между Форт-Брэгг и передовыми подразделениями. Они включают в себя SIPRNET, PDS и GCCS, но не ограничиваются ими.
6-20. По возвращению часть личного состава регионального батальона PSYOP остаётся в Форт-Брэгг вместе с MOC, если того требуют задачи миссии. Они работают над долгосрочным планированием, разрабатывают продукты в соответствии с задачами, а затем предоставляют их передовым подразделениям. Развёрнутые подразделения в этом случае разрабатывают, производят и распространяют продукты, используя собственные силы или с привлечением иных гражданских и военных организаций, только для решения задач на тактическом и оперативном уровне.
КОНТРАКТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
6-21. Специалисты PSYOP могут использовать местные транспортные компании для доставки продуктов в различные части оперативной зоны. Так можно доставить множество журналов или плакатов. Специалисты PSYOP могут заключить контракт на перевозку партий еженедельно, каждые две недели и каждый месяц. Это позволит обеспечить распределение, не перегружая транспортную компанию и самих специалистов. Офицер по заключению контрактов решает все юридические вопросы, касающиеся оплаты, страховки и выбора транспортной компании.
6-22. Специалисты PSYOP должны стремиться к установлению связей с местными жителями, работая вместе с их военными, государственными или общественными организациями. При работе вместе с военными, если они имеются, или общественными организациями силы PSYOP смогут координировать совместные усилия по распространению продуктов в большем числе районов, которые нужно охватить, но которые превышают возможности одних подразделений PSYOP. Подобное взаимодействие позволяет установить более тесные отношения с местными жителями, и улучшает образ PSYOP в их глазах.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ РЕСУРСОВ
6-23. Специалисты PSYOP должны в обязательном порядке учитывать возможности использования имеющихся местных ресурсов, будь то коммерческие поставщики, национализированные предприятия или общественные организации, для максимального охвата продуктов PSYOP в зоне ответственности. Уже имеющиеся средства радио- и телевещания могут иметь мощность и радиус действия, необходимые для охвата ЦА. В таких случаях трансляции должны начинаться немедленно, не дожидаясь развёртывания собственного оборудования PSYOP.
6-24. Общественные организации по международному праву не являются юридическими лицами, в отличии от государств, например. Исключением является Международный комитет Красного Креста, деятельность которого основана на гуманитарных положениях Женевской конвенции. ОО не связаны напрямую с каким-либо национальным правительством, но зачастую оказывают значительное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь страны/региона. Многие из крупнейших и наиболее значимых ОО взаимодействуют, а иногда и официально ассоциированы с межправительственными организациями, такими как ООН или Всемирный банк.
6-25. Число общественных организаций в конкретной области может быть очень различным. По оценкам последнего отчёта ООН по глобальному управлению, сейчас насчитывается почти 29000 международных ОО. Многие общественные организации в данный момент предпочитают термин «частная добровольная организация» или «частная организация по развитию». Тем не менее, «общественная организация» остаётся наиболее признанным и широко используемым обозначением. Одним из методов получения информации об ОО является поиск информации и её профилей в интернете. Некоторые из организаций, которые могут быть полезны:
- верховный комиссариат ООН по делам беженцев;
- международная целевая группа полиции (
International Police Task Force, IPTF, развёрнута в Боснии и Герцеговине, представляла собой «наблюдающее» подразделение – прим. пер.);
- международная организация по миграции.
6-26. Существуют различные типы ОО, действующие в различных сферах. Специалисты PSYOP должны тщательно изучить ОО, до того как устанавливать контакт с ней. Агентство по международному развитию (USAID) будет лучшим источником информации об ОО. Каждый год оно публикует отчёт под названием "Программы добровольной иностранной помощи" (Voluntary Foreign Aid Programs). Командир подразделения PSYOP может получить его в вышестоящем штабе или у представителя USAID в посольстве США. USAID постоянно обновляет базу общественных организаций, зарегистрированных в агентстве.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ6-27. Распространение – это фактическая доставка сообщения PSYOP до ЦА. Раздача листовок при личном общении, расклейка плакатов, вещание через громкоговорители, распространение лифлетов в одном из районов города – всё это примеры распространения продукции. Лучше всего проводить распространение сразу несколькими путями. Радио- и телепередачи, громкоговорители и листовки используются во всём мире для распространения продуктов PSYOP. Также сюда входят интернет и высокобюджетные рекламные ролики для ТВ.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ
6-28. В сегодняшнюю информационную эпоху всё большее значение принимает распространение информации практически в режиме реального времени. Информация, а иногда её сокрытие – это сила. После выбора аргументов и транслируемых сообщений PSYOP командир подразделения PSYOP должен решить, как наиболее эффективно донести их до ЦА. Государство или организация, способные эффективно контролировать информацию и управлять ею, особенно с целью влияния на восприятие конкретных ЦА, будет наиболее могущественным.
6-29. С помощью анализа ЦА специалисты PSYOP определяют наиболее эффективные средства распространения информации. Тщательно учитывая влияние всех факторов и в полной мере используя все средства доставки, подразделения PSYOP могут эффективно распространять свои продукты. На распространение могут повлиять следующие факторы:
- политические;
- военные;
- физические (география и погода);
- возможности противника по противодействию;
- уровень понимания выбранных средств со стороны ЦА;
- коммуникационная инфраструктура;
- доступность средств распространения;
- доступность и достоверность медиа.
СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ
6-30. Специалисты PSYOP имеют в своём арсенале множество средств для распространения утверждённых визуальных, аудио- и аудиовизуальных продуктов среди ЦА в необходимом месте. Сюда входят:
- десантируемые, автомобильные или переносные (ранцевые) громкоговорители;
- агитационные авиабомбы;
- портативные AM-передатчики;
- портативные FM-передатчики;
- медиасистема специальных операций-B (Special Operations Media System-B).
---------------------------------------------------------------
Примечание: «Psychological Operations Handbook: Equipment Types, Specifications, and Capabilities» содержит конкретную информацию о данном оборудовании. По мере поступления на вооружение новых образцов информация обновляется.
---------------------------------------------------------------
СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
6-31. Специалисты PSYOP используют множество приёмов для распространения сообщений. Каждый из методов описывается в параграфе ниже.
Личная коммуникация.
6-32. Личное общение – передача информации отправителем в поле зрения или в присутствии получателя. Оно варьируется од разговора двух человек в неформальной беседе до выступления перед группой с целю её убеждения. Доверие к передаваемому сообщению PSYOP увеличивается, если коммуникатора знают и уважают. Распространение информации через личное общение позволяет взаимодействовать напрямую с местным населением и получать немедленную обратную связь от ЦА.
6-33. Перед расклейкой плакатов специалисты должны проконсультироваться с местными лидерами/ключевыми коммуникаторами. Они могут предоставить информацию о местах, где плакаты будет видно лучше всего. Также следует проявлять осторожность при размещении плакатов в критически важных местах, таких как религиозные учреждения. Специалисты PSYOP также должны проконсультироваться с руководителем объекта, на котором будут размещены плакаты – он может дать информацию где, когда и как лучше это сделать с учётом возможного ответа повстанцев или других угроз. Специалисты PSYOP размещают плакаты в пределах своей оперативной зоны с помощью скотча, скрепок, плакатного или аэрозольного клея. Последние два варианта являются предпочтительными, поскольку затрудняют съем плаката и использование его как контрпропагандистского продукта.
6-34. Раздача новинок с сообщениями PSYOP – чрезвычайно эффективное средство воздействия на людей. Специалисты PSYOP используют такие новинки, как блокноты, футбольные мячи, ручки и карандаши, футболки, на которых напечатано PSYOP-сообщение. Эффективной техникой распространения является раздача продуктов в одно и то же время по одному и тому же графику в координации с другими мероприятиями, например медицинскими и ветеринарными осмотрами. При раздаче таких продуктов специалисты должны обязательно сообщить, что вернутся в определённый день и время. Такая практика устанавливает конкретное место, известное ЦА, где она будет получать новинки и информацию на регулярной основе (специалисты PSYOP практикуют этот вариант только на безопасном ТВД, не во враждебной среде). При раздаче листовок и новинок специалисты должны следить за соблюдением культурных норм. Например, в некоторых культурах не принято, чтобы взрослые, кроме родителей, вступали в прямой контакт с детьми или разговаривали с ними. Знание культурных особенностей является ключом к завоеванию доверия и уважения со стороны ЦА.
6-35. Чёткое понимание культуры ЦА в сочетании с личным общением повышает успешность PSYOP. Специалисты PSYOP могут использовать разговоры лицом к лицу для большей убедительности посылов и разъяснения объёмного материала в деталях. Они могут повторять информацию по мере необходимости и использовать вариации в подаче материала, чтобы увеличить силу воздействия на конкретную ЦА. Нельзя упускать из виду важность соответствующих жестов и осанки во время общения. Жест, уместный в одной культуре, может восприниматься совершенно иначе в другой. Наиболее важным элементом личного общения является немедленное получение обратной связи от ЦА. За счёт этого специалисты PSYOP могут получить ценную информацию и понять истинный смысл передаваемого сообщения, который могли не различить из-за недостаточной политической осведомлённости или культурных различий. Эта информация может изменить замысел сообщения либо само сообщение. Специалисты должны использовать любую возможность, чтобы отточить свои навыки межличностного общения. Они должны репетировать, чтобы научиться использовать благоприятный язык тела и исключать неблагоприятные жесты и позы. Язык тела так же важен, как и вербальное общение, и не должен выглядеть натянутым или неловким.
6-36. Специалисты PSYOP используют схемы личной встречи (FFEO, Face-to-Face Encounter Outline) для организации и планирования своего общения с ЦА. В FFEO (рис. 6-7) описывается каждая из четырёх частей личной встречи: представление и установление взаимопонимания, изложение аргументов PSYOP, ответы на вопросы/преодоление возражений и стратегия окончания/закрытия встречи. Раздел «представление и установление взаимопонимания» включает простое представление и рекомендации по действиям и темам для беседы, способствующим установлению доверия и взаимопонимания. В «изложение аргументов» входит аргументация PSYOP – аргументы, апелляции и техники убеждения – в виде конкретных тезисов с подтверждающими фактами и примерами, помогающими специалисту представить продукт. В разделе «ответы на вопросы/преодоление возражений» перечисляются наиболее вероятные возражения, которые могут возникнуть во время встречи, и, что наиболее важно, подготовленные ответы на каждое из них. Предвосхищая реакцию ЦА и заранее подготавливая ответные действия, специалист PSYOP значительно повышает свои шансы на успех. В разделе «стратегия окончания/закрытия встречи» приводятся примеры заключительных замечаний, перечисляются необходимые действия и даются советы на случай, если встреча прошла неудачно. После составления FFEO специалист PSYOP может использовать её для репетиций, подготовки своей команды и переводчиков. Одна из эффективных техник установления взаимопонимания зовётся «отзеркаливанием». Отзеркаливание построено на тонкой имитации языка тела и голоса другого человека. Люди естественным образом чувствуют себя комфортнее рядом с тем, кто похож на них самих. Важно помнить, что отзеркаливание должно быть очень тонким и казаться естественным, и может быть уместно не в каждой ситуации или культуре.
---------------------------------------------------------------
SPO – конкретное поведение, к которому должна стремиться ЦА
Поддерживаемый аргумент – Аргумент, используемый на этой встрече.
А. Представление и установление взаимопонимания.
1. Представьте себя и команду.
2. Назовите причину своего присутствия.
3. Выполните необходимые специфически-культурные формальности, такие как рукопожатие, чаепитие, вежливый разговор (о погоде, спорте и т.д.)
B. Изложение основных и вспомогательных аргументов.
1. Основной аргумент.
a. Конкретный момент или факт.
b. Конкретный момент или факт.
2. Поддерживающий аргумент 1.
a. Конкретный момент или факт.
b. Конкретный момент или факт.
3. Поддерживающий аргумент 3.
a. Конкретный момент или факт.
b. Конкретный момент или факт.
C. Ответы на вопросы и преодоление возможных возражений.
1. Спрогнозируйте возможный вопрос или возражение.
a. Подготовьте ответ на него.
2. Спрогнозируйте возможный вопрос или возражение.
a. Подготовьте ответ на него.
3. Спрогнозируйте возможный вопрос или возражение.
a. Подготовьте ответ на него.
D. Стратегия окончания/закрытия встречи.
1. Встреча прошла успешно.
a. Закрепите результат, если это уместно.
b. Добейтесь обязательств вести себя необходимым образом.
2. Встреча прошла неудачно.
a. Быстро покиньте ситуацию без эскалации.
b. Определите, будет ли успешным другой подход. Задокументируйте причину неудачи.
---------------------------------------------------------------
Рис. 6-7. Формат FFEO
6-37. Чтобы узнать больше о жестах, позах и других приёмах, используемых при личном общении, специалисты PSYOP должны проконсультироваться с людьми, жившими в принимающей стране и знакомых с её обычаями. Хорошим источником такой информации является общение с переводчиком, назначенным в зону операции. Другим источником дополнительной информации является книга "Do's and Taboos Around the World", которая содержит главы о жестах рук и языке тела, дарении и получении подарков, краткое руководство по обычаям мира, а также информацию о значении цветов, жаргоне, сленге и юморе.
6-38. Специалисты PSYOP должны поддерживать тесные рабочие отношения с персоналом по гражданским вопросам (CA , Civil Affairs). Совместная работа с CA позволяет PSYOP использовать положительные аспекты гуманитарных проектов, в которых обычно участвуют CA. Так же при совместной работе специалисты PSYOP могут координировать взаимное распространение продуктов.
6-39. Личное общение имеет множество преимуществ:
-
взаимоотношения. При личном общении могут использоваться личные взаимоотношения.
-
выбор аудитории. Можно сознательно выбирать аудиторию и адаптировать информацию под неё.
-
оценка воздействия. Немедленное получение обратной связи. Коммуникатор может на месте оценить воздействие своего сообщения и скорректировать изложение, чтобы получить желаемую реакцию.
-
ограниченность необходимых ресурсов. Требуется крайне незначительное техническое и материально-техническое обеспечение.
- достоверность. Личное общение может оказаться более достоверным для ЦА, поскольку она может оценить источник.
-
презентация. Возможность подробно представить сложный материал. Для воздействия на аудиторию можно использовать частые повторения и незначительные вариации.
-
оперативность. В некоторых случаях, особенно в слаборазвитых районах, личное общение может быть наиболее своевременным или эффективным средством распространения информации.
6-40. Личное общение имеет свои недостатки:
-
ограниченность использования в зависимости от тактической ситуации. Во время боевых действий ЦА или определённое лицо могут быть недоступны. В бою специалист PSYOP не имеет возможности общаться с противником лично, пока того не захватят в плен или он не дезертирует.
-
необходимость тщательного контроля. Распространение информации в личном общении должно строго контролироваться, особенно на самых низких уровнях, где каждый коммуникатор несёт ответственность за интерпретацию политики и целей. Необходимость контроля лучше всего иллюстрируется попыткой передать устное сообщение по цепочке. Когда оно достигает конца, то уже не похоже на первоначальное. (
…и не выиграл, а проиграл! – прим. пер.) Поэтому требуется подкрепление иными способами передачи информации.
-
ограниченность использования только в безопасных зонах. Соображения безопасности ограничивают проведение личных встреч. По мере улучшения ситуации с безопасностью и увеличения числа безопасных районов зона охвата может быть расширена.
-
ограниченность человеческого голоса. Возможности голоса человека и необходимость зрительного контакта ограничивают межличностное общение.
Вещание.
6-41. Силы PSYOP имеют различное оборудование для распространения утверждённой аудиопродукции среди ЦА в пределах собственной или совместной зоны операции. Штатное радиовещательное оборудование предоставляет широкие возможности, отвечающие задачам специалистов PSYOP и требованиям операции. Некоторые образцы оборудования разработаны с учётом лёгкости транспортировки и эксплуатации. Другие, более мощные системы, например радиопередатчики большого радиуса действия, требуют нескольких воздушных рейсов и значительное время для установки (The Psychological Operations Handbook: Equipment Types, Specifications, and Capabilities содержит описание характеристик и возможностей этих установок).
Радио.6-42. Радиопередачи несут слушателям развлечения, новости и объявления вместе с желаемыми сообщениями PSYOP. Радиопередачи охватывают местную аудиторию, пересекая границы и линию фронта. Хотя тактическая ситуация может препятствовать радиовещанию, она не ограничивает полностью. Поскольку радиопередачи быстро достигают ЦА, они полезны для всех видов PSYOP.
6-43. Как и в случае с другими медиа, выбор радиовещания будет зависеть в значительной степени от наличия и доступности радиоприёмников для ЦА, тактической ситуации и возможности для сигнала достичь ЦА. Специалисты PSYOP могут связаться с местными радиостанциями и организовать прямой эфир, чтобы пообщаться с местным населением, распространить информацию PSYOP и сообщения командования. Кроме того, они могут устраивать командованию района и ключевым коммуникаторам интервью на местных радиостанциях. Такой контакт с местным населением обеспечивает прямое взаимодействие и помогает усилить сообщения командования района и придать им убедительности. К преимуществам радиопередач относятся:
-
скорость. Радиопередачу можно быстро подготовить к выходу в эфир. Это важно при попытке использовать благоприятные возможности.
-
широта охвата. Радиопередачи могут одновременно охватывать широкую и разнообразную аудиторию.
-
простота восприятия. При правильном подходе радиопередачи требуют минимальных усилий со стороны слушателя для визуализации сообщения или не требуют их вообще. Неграмотность также не помешает слушателю сформировать свой личный образ.
-
универсальность. Радио легко адаптируется под различные виды передач, включая новости, музыку и драматические произведения.
-
эмоциональная сила. Опытный диктор может оказать огромное воздействие на слушателей с помощью простого изменения высоты тона голоса, интонации, использования резонанса и наиболее выгодного момента (тайминг).
-
доступность радиоприёмников. Там, где владение приёмником является обычным делом, прослушивание радио входит в привычку. Число радиоприёмников в личном пользовании значительно выросло с изобретением транзисторов.
К недостаткам радиовещания относятся:
-
ограничения со стороны противника. Правительство может подвергать цензуре все медиа, затрудняя доступ к ЦА и тем самым снижая эффективность радиопередач.
-
возможность глушения. Помехи могут затруднить приём передач ЦА.
-
технические проблемы. Сюда входят неисправность оборудования, уровень сигнала, атмосферные условия и др.
-
отсутствие радиоприёмников. В некоторых районах их настолько мало, что они не могут играть роль эффективного средства передачи информации.
-
мимолётность впечатлений. Устные медиа не обладают таким постоянством, как письменные. Сообщения могут быть быстро забыты или искажены.
6-44. Составление радиопередач заключается в составлении графика их выхода, планировании содержания и производства программ на определённый период. Слова, музыка и звуковые эффекты комбинируются различными способами для создания различных типов программ. Вне зависимости от типа радиопередачи, все они характеризуются одним – направленностью. К основным видам радиопередач относятся:
- прямые новостные передачи (без комментариев);
- музыкальные (любой жанр, популярный среди радиослушателей);
- драма;
- выступления, беседы, дискуссии, интервью;
- спорт;
- освещение общественных событий, например спортивных состязаний или прибытия важного гостя;
- религиозные;
- смешаные (сочетание музыки, сценок или комедии);
- объявления.
Принципы радиовещания следующие:
- регулярность. Важнейший элемент радиовещания. Составитель радиопрограмм должен создать привычные шаблоны, чтобы сформировать постоянную аудиторию. Содержание, стиль и формат должны быть устойчивы;
- радиопередачи собирают свою аудиторию, следуя установленному расписанию. Слушатели хотят знать, когда они могут настроиться и услышать интересную им передачу. Это позволяет сформировать у ЦА привычку регулярно слушать программу PSYOP. Если время выхода будет ежедневно меняться, слушатели устанут и будут искать другие радиостанции;
- повторение необходимо для устного обучения; поэтому только повторение гарантирует, что ЦА действительно получит желаемое сообщение. Если сообщение прозвучит в эфире один раз или будет звучать в одно и то же время единожды за день, слушатель имеет все шансы пропустить его;
- радиопередача должна соответствовать вкусам и потребностям аудитории. Стиль и формат программ должны соответствовать шаблонам, привычным ЦА;
- дикторы с привлекательными чертами необходимы для успешной работы радиостанции. Однако необходимо учитывать, что эмоциональный фон рассказа может повлиять на аудиторию больше, чем логика аргументов. Также стоит избегать дикторов, чей акцент похож на акцент непопулярных личностей или социальных групп.
Телевидение.6-45. Телевидение – проверенное средство убеждения во всём мире и является жизненно важным активом для PSYOP. Телевидение воздействует на несколько органов чувств сразу, что делает его максимально приближенным к личному общению. Телевидение способно изменять мнение целых народов. Тщательно подготовленный телевизионный продукт может быть чрезвычайно эффективным, если планировщики PSYOP полностью понимают его уникальные свойства и не ограничивают своё воображение при его использовании. Телевидение, включая видеозаписи, является одним из самых эффективных средств убеждения. Телевидение обеспечивает PSYOP множество преимуществ, а его широкое применение в иных областях способствует его признанию. Телевидение подходит для использования во всём диапазоне военных операций. В местах, где телевидение не очень широко распространено, телеприёмники могут быть предоставлены общественным учреждениям и отдельным лицам. Возможным ограничением в странах-противниках может быть настройка телеприёмников только на один-два канала, контролирующихся правительством. Телевидение является всеобъемлющим средством коммуникации. Как и радио, оно использует звук для передачи идеи. Как и печатные медиа, оно использует зрение для добавления движения. Более того, подобно кинокартинам, телевидение сочетает в себе изображение, звук и движение. Телевидение действует мгновенно; по сути, оно помещает зрителя в два места одновременно, создавая иллюзию участия в отдалённом событии.
6-46. Специалисты PSYOP имеют в своём распоряжении несколько наборов оборудования для распространения утверждённых аудиовизуальных продуктов в назначенных зонах операций. Это оборудование является транспортабельным и состоит из нескольких подсистем вещания и монтажа (The Psychological Operations Handbook: Equipment Types, Specifications, and Capabilities содержит описание характеристик и возможностей этих установок).
6-47. Есть множество преимуществ, которые обеспечивает передача сообщений PSYOP посредством телевидения:
-
скорость. Телепрограммы могут охватить большие сегменты ЦА одномоментно. Передача информации о происходящем может быть почти мгновенной.
-
неграмотность аудитории не является препятствием. Зрителю не обязательно уметь читать.
-
единство. Телевидение сближает людей, находящихся в разных местах, предлагая им одни и те же идеи и концепции.
-
аудиовизуальный эффект. Телевидение обращается к двум чувствам – слуху и зрению, причём каждое из них усиливает другое и даёт зрителю ощущение вовлечённости.
6-48. Также у телевещания есть определённые недостатки:
-
дальность. Географические и атмосферные условия влияют на силу и дальность сигнала. Однако для увеличения дистанции сигнал можно усилить с помощью ретрансляционных станций, воздушных передатчиков и спутниковых ретрансляторов.
-
возможность приёма. Телевизоры неравномерно распределены в мире. Во многих регионах, особенно развивающихся, смотреть телепрограммы могут только те, кто находится в диапазоне доходов выше среднего. Однако в некоторых развивающихся странах существует практика создания центров группового просмотра, что сводит на нет зависимость между доходами и доступом к телевидению. Наличие таких центров следует определять для каждой целевой страны.
-
несовместимость оборудования. Приёмники в зоне операции могут оказаться несовместимыми с передатчиками.
-
зависимость от электроснабжения. Большинство телеприёмников требуют внешнего источника электроэнергии. Во многих странах такой возможности нет. Появление автономных блоков питания частично решает эту проблему. Если вещание будет вестись из районов, где отсутствует электроснабжение, могут потребоваться специальные генераторы и запас топлива.
-
уязвимость. Оборудование телевещания очень хрупкое и чрезвычайно чувствительно к повреждениям. Станции легко идентифицируются и становятся мишенями. Приёмники относительно трудно спрятать.
-
требования программ. Для производства ежедневных программ требуется многочисленный персонал и вспомогательное оборудование. Каждый день требуется множество киноплёнки, видеоплёнки и прямых включений для поддержания графика передач.
-
техническое обслуживание. Оно является высокотехнологичным, требующим обученных и квалифицированных техников и инженеров; такой персонал нелегко найти.
-
доступность для аудитории. Сложность охвата аудитории во враждебных районах из-за несовместимости оборудования, сильных искажений, вызванных работой нескольких передатчиков на одной волне, глушение и цензура ограничивают использование телепередач.
6-49. Чтобы в полной мере использовать преимущества телевидения как медиа, специалисты PSYOP должны осознавать, что телевидение всегда было в первую очередь средством развлечения. При этом подавляющее большинство зрителей воспринимают события, увиденные на экране, как факт. Неявные действия персонажей манипулируют осознанием зрителя того, что он видит. Именно это воздействие отличает телевидение от других медиа. Прежде чем выбирать телевещание как средство PSYOP, специалисты должны оценить степень доверия к нему ЦА и его доступность. Доступ ЦА к телевидению может быть ограничен множеством факторов, включая религиозные, экономические и географические. В отдалённых районах альтернативой телевещанию может быть запись на видеокассете или DVD. Преимущества таких записей:
- результаты «дубля» можно увидеть немедленно; если материал необходимо отредактировать до того, как он будет представлен аудитории, то это можно сделать в электронном виде непосредственно на месте;
- видеоплёнку или DVD можно использовать неоднократно, стирая содержимое по мере просмотра записи или одномоментно после использования на специально предназначенном для этого оборудовании;
- видеокассеты и DVD практически не подвержены разрушению и могут использоваться в любых условиях;
- видеокассеты проигрываются на легкодоступных видеоплеерах, которые напрямую подключаются к телевизорам. С помощью специального оборудования изображение с видеокассеты можно проецировать и на большой экран.
- видеокассеты и DVD могут мгновенно демонстрировать чёрно-белые и цветные изображения с естественным или дублированным звуком на открытые (публичные) или закрытые (для ограниченной аудитории) экраны. Эти изображения могут быть записаны для постоянной демонстрации или для использования в будущем.
Недостатки видеоплёнки те же, что и у телевидения.
6-50. Анализ телепередач в районе предполагаемого проведения PSYOP даёт представление о их специфических региональных особенностях. Популярные передачи будут служить образцом для PSYOP и помогут сохранить вкрадчивость транслируемого сообщения. Прежде чем разрабатывать или производить новый продукт, специалисты PSYOP должны убедиться, что они изучили информацию о популярных телевизионных программах и шоу в зоне операции. Это исследование поможет понять, что является достоверным для ЦА. Специалисты PSYOP также должны проконсультироваться у переводчиков, поскольку те могут предоставить исчерпывающую информацию о взглядах ЦА. Специалисты могут получить информацию в библиотеках и университетах, а также в местных маркетинговых компаниях, проводящих исследования рынка в зоне операции. Ценными являются местные исследования, проводимые университетами, а также информация от религиозных организаций, имеющих миссионеров в принимающей или целевой стране. Специалисты PSYOP также могут получить много информации путём исследования уровня грамотности, привычек телезрителей, мнений, распространения телевизоров и политических взглядах. Местные маркетинговые компании могут быть чрезвычайно полезны, собирая информацию путём опросов и классифицируя ее по демографическим характеристикам, возрасту, месту проживания, наиболее часто просматриваемым программам, лучшему времени выхода в эфир и так далее. Используя информацию, полученную в результате таких исследований, подразделения PSYOP способны производить актуальные и сложные продукты. Тщательно подготовленный телевизионный продукт может быть чрезвычайно эффективным, если планировщики PSYOP полностью понимают его уникальные свойства и не ограничивают своё воображение при его использовании.
Воздушное распространение
6-51. Другим возможным средством доставки продукта в труднодоступных районах является распространение лифлетов. Специалисты PSYOP должны определить, какой способ будет иметь преимущество в данном случае – наземная доставка или воздушное распространение. Необходимо скоординировать свои действия с персоналом ВВС для планирования вылета соответствующего самолёта. Выбор метода доставки зависит от рада факторов:
- политическая или военная изоляция ЦА;
- возможности противодействия со стороны противника;
- плотность населения ЦА;
- географическая труднодоступность;
- количество и размер печатных материалов;
- наличие средств доставки;
- возможность воздушных вылетов;
- погода;
- многократность распространения листовок;
- время производства;
- требования к смешанным носителям;
- приоритет продуктов.
6-52. Характеристики бумаги влияют на снос сброшенных с ЛА лифлетов. Если лифлет, практически не имеющий сопротивления воздуху, сбрасывается с летящего самолёта, то он будет двигаться примерно с той же скоростью и направлением, что и ветер. При наличии восходящих или нисходящих потоков лифлет всё равно будет следовать общему направлению ветра. В местах, где отсутствует турбулентность, постоянное воздействие силы тяжести заставит лифлет падать с постоянной скоростью. Основной целью сброса лифлетов является размещение на земле достаточного их числа для того, чтобы каждый член ЦА заметил (не обязательно получил) эти лифлеты. Специалисты PSYOP используют несколько методик распространения с воздуха:
- воздушное распространение. Лифлеты, напечатанные или распространяемые в районах с высокой влажностью, имеют свойство слипаться. Разлохматьте один или оба конца пачки, чтобы обеспечить полный разброс лифлетов.
- сброс вручную (с малой высоты). Лифлеты разбрасываются вручную через двери или люки ЛА в тех районах, где возможны полёты на малой высоте. Такой метод позволяет разбрасывать лифлеты почти непрерывно, равномерно распределяя их по ветру, параллельно курсу ЛА. Двое военнослужащих могут разбрасывать тысячи листовок в минуту, используя эту эффективную технику.
- сброс с большой высоты. Лифлеты разбрасываются с ЛА, летящих на высоте до 15000 метров (50000 футов). Эта техника хорошо подходит для сброса лифлетов, закрывающего большие общецелевые зоны. Необходимы длительное планирование и подготовка, чтобы быстро реагировать на быстро меняющиеся направления ветра.
- сброс с принудительным раскрытием. При распространении с больших высот свою эффективность показал сброс пачек лифлетов или коробок с принудительным раскрытием. Благодаря использованию роликов на палубе самолёта, коробки весом до 110 фунтов (50 кг.) могут быть выброшены с минимальными усилиями. Коробка выпадает из ЛА, и, когда вытяжная верёвка натягивается, коробка раскрывается. В результате лифлеты выпадают вместе с пустой коробкой.
- агитационная бомба (M129E1 и M129E2). Это оборудование ВВС, получаемое с их поставками боеприпасов. Каждая бомба вести около 115 фунтов (52 кг) пустой и около 225 фунтов (100 кг) в снаряжённом состоянии. В такую бомбу помещается примерно 60 000 лифлетов. Прежде чем листовки будут загружены в бомбу, техники вооружения ВВС или ВМС помещают детонирующий шнур между двумя половинами корпуса. После сброса бомбы через заданное время срабатывает взрыватель, детонирующий шнур разделяет бомбу на две половинки, и лифлеты выпадают.
- агитационная бомба (PDU-5/B). Агитационная бомба PDU-5/B (SUU-76C/B без полезной нагрузки в виде листовок) - это оборудование ВВС, получаемое с их поставками боеприпасов. Она весит около 140 фунтов (64 кг) пустой и имеет максимальную грузоподъёмность 152 фунта (69 кг). PDU-5/B может быть загружена 20 рулонами листовок размером 3х6 дюймов. Диаметр каждого рулона листовок составляет 11 дюймов, а общий вес трубы с рулонами от 148 до 152 фунтов. Другие типовые варианты загрузки включают листовки 3 x 4 дюйма, 20 рулонов, вес рулона 7,5; листовки 4 x 4 дюйма, 15 рулонов, вес рулона 10 фунтов; листовки 6 x 6 дюймов, 10 рулонов, вес рулона 15 фунтов.
---------------------------------------------------------------
Примечание: приложение F содержит таблицы пересчёта, позволяющие переводить размерности из стандартных американских в глупые метрические при изменении требований миссии или окружающей среды
---------------------------------------------------------------
Цифровое распространение.
6-53. Интернет стал неотъемлемой частью как американского, так и других обществ. Во многих регионах мира он является предпочтительным источником информации. Специалист PSYOP может координировать свои действия с отделом по связям с общественностью, располагающим ресурсами для создания веб-сайтов. У отдела по связям с общественностью уже может быть свой сайт.
6-54. Специалист PSYOP должен просматривать сайты, на которых размещается пропагандистская информация, чтобы лучше понять возможности противника и противоположную точку зрения. Просмотр пропаганды в интернете помогает специалистам создавать продукты, которые найдут отклик у ЦА. Специалист PSYOP может получить список пропагандистских веб-сайтов, обратившись в секцию G-2 (дивизионная разведка) или секцию информационных операций, и должен быть в состоянии помочь в поиске таких сайтов.
КОНТРАКТНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ
6-55. Офицер по заключению контрактов подразделения PSYOP может использовать внешние ресурсы распространения информации в пределах зоны операции, чтобы максимально повысить эффективность распространения сообщений PSYOP для ЦА. Используя всевозможные внешние медиа, специалисты PSYOP смогут охватить ЦА любого размера. Офицер по заключению контрактов заключает договоры с местными газетами, радиостанциями, телестанциями и фирмами по изготовлению наружной рекламы. Он прорабатывает юридические вопросы с оплатой и указанием места и времени покупки каждого типа медиа. Максимально используя внешние медиа в зоне ответственности и заключая контракты с местными компаниями, специалисты PSYOP увеличивают распространение информации с целью более полно охватить ЦА и изменить её отношение и поведение.
ПОСТТЕСТИРОВАНИЕ6-56. Специалисты PSYOP проводят посттестирование в ключевых точках принятия решений в процессе разработки серии PSYOP и непосредственно после её проведения. В ходе посттестирования специалисты оценивают воздействие серии на ЦА, а также понимание и принятие аргументов. По сути, посттестирование помогает специалистам PSYOP определить, какие продукты серии достигают ЦА, какая часть аргументации находит отклик у ЦА, и какова степень влияния PSYOP на ЦА. В отличие от предварительного тестирования, фокусирующегося на отдельных продуктах, посттестирование оценивает влияние всей аргументации на ЦА. Кроме того, предварительное тестирование может проводиться с членами ЦА, группой экспертов или представителей, а посттестирование проводится только с членами ЦА (подробнее о предварительном тестировании и тестовых группах рассказано в гл. 4).
ОБЪЁМ И СОСТАВ ВЫБОРКИ
6-57. Для повышения надёжности желательно провести несколько посттестирований. Конечный размер выборки испытуемых для посттестирования в значительной степени зависит от METT-TC (
акроним условий: задача, противник, местность и погода, наличные силы и возможная поддержка, время на проведение операции, соображения гражданско-правового характера; - mission, enemy, terrain and weather, troops and support available, time available, civil considerations – прим. пер.) Чем больше ЦА, тем большей по объёму должна быть выборка. Продукты национального уровня следует тестировать на основных демографических и географических группах. Продукты тактического уровня, предназначенные для конкретных ЦА в конкретных местах, требуют меньшей выборки. Результат обычно описывается в терминах количественных отношений выборки и состава опрошенной группы, например "8 из 10 опрошенных местных граждан восприняли аргументы PSYOP".
ПРОВЕДЕНИЕ ПОСТТЕСТИРОВАНИЯ
6-58. При проведении посттестирования специалисты PSYOP должны помнить об основных компонентах, присутствующих в любом акте коммуникации: отправителе, получателе и сообщении. Отправитель задаёт следующие вопросы:
- было ли сообщение получено получателем?
- было ли сообщение понято?
- будет ли получатель выполнять сообщение или нет?
Все эти три вопроса применимы к PSYOP и предназначены для получения следующей информации:
- взаимодействие. Читали ли/слушали/видели члены ЦА что-то из серий продуктов PSYOP? Насколько часто?
- понимание. Являются ли ключевые посылы, передаваемые продуктами, чёткими и понятными для ЦА?
- принятие аргументов PSYOP. Вероятно ли, что ЦА будет вести себя желаемым образом после восприятия аргументации PSYOP, представленной в серии?
6-59. Вопросы, предназначенные для определения степени знакомства ЦА с серией, обычно задаются первыми во время посттестирования и могут выглядеть следующим образом:
- «Видели ли вы какие-либо из этих продуктов? (показать продукты серии) Где? Когда?»
- «Что вы слышали о действиях коалиционных сил…по радио? Где? Когда?»
Эта информация помогает специалисту PSYOP определить подходящие медиа для повышения осведомлённости ЦА об аргументах PSYOP. Задавать членам ЦА прямые, открытые вопросы – лучший способ проверки воздействия.
---------------------------------------------------------------
Пример проверки взаимодействия
Специалист PSYOP проводит посттестирование серии PSYOP, призывающей гражданское население сообщать об активности повстанцев силам безопасности. Посттестовое интервью (проверка на воздействие) может начинаться следующим образом:
Специалист PSYOP: Вы слышали или видели какие-нибудь объявления, призывающие жителей Адхамии сообщать о деятельности повстанцев?
Член ЦА: Полиция просила об этом по радио.
Специалист PSYOP: Вы слышали об этом где-то ещё?
Член ЦА: Да. На улицах и в витринах магазинов висят плакаты. И я видел объявление про американские войска по национальному телеканалу.
Специалист PSYOP: (достаёт заранее подготовленную папку) Это те постеры, которые вы видели?
Член ЦА: Да, они. Плакат с полицейским и детьми, и ещё плакат с террористом, взорвавшим школу.
Специалист PSYOP: А ролик по телевизору? Как часто вы его видите?
Член ЦА: Я вижу его постоянно. Вечером, когда мы едим, его крутят сразу после новостей.
Специалист PSYOP: Насчёт плакатов – где они вам попадались?
Член ЦА: Везде. Когда я хожу на рынок Кабир, они висят на многих магазинах.
Из этого опроса специалист PSYOP выяснил, какие продукты из серии видел член ЦА, где, когда, и составил общее представление о том, как часто. В ходе нескольких таких интервью можно выявить модели воздействия и при необходимости внести изменения.
Понимание. Специалисты PSYOP проверяют понимание, используя прямые, открытые вопросы, такие как «Что говорилось в радио/телесообщении? Что плакат/листовка/аншлаг советует вам делать? О чём это говорит? Что это значит лично для вас?». На основании этих ответов специалист может составить дальнейшие уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что ЦА восприняла аргументы PSYOP. Эти вопросы подтверждают результаты предварительного тестирования, гарантируя, что сообщения, полученное ЦА, было понято так, как задумывалось силами PSYOP. Эта информация особенно важна, если ЦА была недоступна для предварительного тестирования (Более подробная информация о тестировании на понимание содержится в гл. 4).
Принятие. После подтверждения понимания специалисты PSYOP проверяют, был ли воспринят аргумент PSYOP. Можно говорить о том, что ЦА восприняла аргумент PSYOP, если (1) ЦА соглашается с основным/вспомогательным аргументами и (2) ЦА сообщает, что ведёт себя/будет вести желаемым образом. Ниже приведены примеры вопросов для проверки принятия:
- «Считаете ли вы, что наркотики разрушают целостность Патриотсвилля?» (вспомогательный аргумент)
- «Считаете ли вы своим долгом сообщать о контрабанде наркотиков?» (вспомогательный аргумент)
- «Как вы считаете, улучшились ли бы условия жизни в Патриотсвилле для вас и вашей семьи, если бы наркокартели исчезли?» (основной аргумент)
- «Как вы думаете, будут ли ваши соседи сообщать о контрабанде наркотиков в полицию Патриотсвилля?» (желаемое поведение).
---------------------------------------------------------------
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
6-60. Результаты посттестирования оцениваются для того, чтобы определить, требуют ли серии PSYOP улучшений или изменений. Выявляются повторяющиеся комментарии или другие закономерности в результатах, определяются недостатки по категориям (взаимодействие, понимание, принятие) и даются рекомендации по изменениям. Рекомендации обычно делятся на четыре основные категории: изменения в продукте/серии, изменения в аргументации, изменение в распространении и изменения в ЦА (более подробная информация по оценке результатов тестирования содержится в главе 4). В ходе посттестирования оцениваются серии PSYOP и рекомендуются изменения для повышения будущей эффективности воздействия PSYOP.
6-61. На рис. 6-8 показан пример матрицы выполнения серии. Здесь серия XX07A02ka состоит и 14 продуктов и 1 действия PSYOP, выполняемых в течение двух месяцев. По возможности тактическая группа PSYOP проводила посттестирование сразу после распространения продуктов, а рота PSYOP подводила итоги и анализировала результаты в каждой из трёх точек принятия решения (I, II, III).

Рис. 6-8. Пример матрицы выполнения серии.
6-62. Рис. 6-9 служит примером продукта из серии XX07A02ka. Рис. 6-10 – пример руководства по предварительному и посттестированию, взятый из рабочего листа продукта/действия. Специалисты PSYOP разработали опросник для посттестирования, используя руководство по посттестированию, представленное в рабочем листе (рис. 6-10), и данный опросник использовался членами тактической группы.

Рис. 6-9. Пример продукта из серии XX07A02ka.
---------------------------------------------------------------
1. Руководство по предварительному тестированию. Методология: простая случайная выборка по всему городу ХХ. Пятьдесят родителей, взятых поровну из каждого школьного округа. Вводные вопросы: Количество детей? Возраст детей? Внеклассные мероприятия, в которых они участвуют? Личные ожидания ущерба от террористов? Вопросы по разделам: Считает ли испытуемый, что террористы являются главной угрозой для детей? Считает ли испытуемый, что силы безопасности ХХ смогут победить или уничтожить террористов? Верит ли испытуемый, что силы безопасности ХХ будут действовать в соответствии с получаемыми сообщениями? Итоговые вопросы: Понимаете ли вы, о чём вам говорят? Будете ли вы сообщать о террористах? Повысит ли прекращение действий повстанцев вашу личную безопасность? Вопросы о будущем: Вам нравится получать информационные листовки? Указания по отчетности: Электронный файл с собранными результатами анкетирования будет отправлен не позднее 7 сентября 2007 года через SIPRNET в POTF S-3. Бумажные копии анкеты будут отправлены в POTF S-3 не позднее 9 сентября 2007 года.
2. Руководство по посттестированию: Посттестирование данного продукта проводится вместе с другими продуктами первого этапа (XX07A02kaFF0001, XX07A02kaRD0001, XX07A02kaLS0001 и XX07A02kaAC0001) должно показать, приняла ли ЦА первый аргумент PSYOP перед точкой принятия решения 1. Методология: простая случайная выборка по всему городу ХХ. Пятьдесят родителей, взятых поровну из каждого школьного округа. Вводные вопросы: Вопросы предварительного тестирования без изменений. Дополнительно: Знают ли о AC0001 и других арестах? Вопросы по разделам: Те же, что в предварительном тесте. Итоговые вопросы: Те же, что в предварительном тесте. Дополнительно: Сообщали ли вы о террористах? Вопросы о будущем: Вам нравится получать информационные листовки? Указания по отчетности: Электронный файл с собранными результатами анкетирования будет отправлен не позднее 17 сентября 2007 года через SIPRNET в POTF S-3. Бумажные копии анкеты будут отправлены в POTF S-3 не позднее 20 сентября 2007 года.
---------------------------------------------------------------
Рис. 6-10. Пример предварительного и посттестового руководства, взятый из рабочего листа продукта/действия.
6-63. На основании руководства по посттестированию были отобраны 50 членов ЦА методом простой случайной выборки. Опрос был проведён с целью выяснения степени знакомства с серией PSYOP и принятия опрашиваемыми аргументов серии.
6-64. Рис. 6-11 представляет собой пример анкеты для посттестирования, использованной для этой серии. Как видно из примера, опрос был проведён во время первого этапа серии, после распространения листовки XX07A02kaHB0001. После нескольких вопросов, направленных на установление взаимопонимания, интервьюер устанавливает степень знакомства с продуктами PSYOP и проверяет, насколько опрашиваемые согласны с аргументами PSYOP. Затем интервьюер подтверждает понимание ЦА продукта и заканчивает вопросами относительно желаемого поведения (SPO).
---------------------------------------------------------------
Tab AC (посттестовый опросник фазы 1 XX07A02kaHB0001) to Enclosure 1 (рабочий лист продукта/действия XX07A02kaHB0001) to Tab C (оглавление рабочих листов продуктов/действий) to Change 1 (серия XX07A02ka) to Appendix 2 (PSYOP) to Annex P (информационные операции) to XX Operation Order Number X
Посттестовый опросник
Номер продукта/действия: фаза 1 XX07A02kaHB0001
Дата интервью:
Место проведения интервью:
Интервьюер:
Тема:
Вводные вопросы:
1. Сколько у вас детей?
2. Сколько лет детям?
3. В какие школы они ходят?
4. Пострадали ли кто-то из ваших знакомых или даже из семьи от действий повстанцев?
5. Что вы слышали о рейде сил безопасности ХХ возле рынка 12 сентября?
6. Что вы слышали об арестах повстанцев?
7. Видели ли вы раньше эту листовку?
Опрос:
1. Что, по-вашему мнению, больше всего угрожает вашим детям?
2. Насколько эффективно силы безопасности ХХ борются с повстанцами?
3. Если бы вы сообщили о предполагаемой деятельности повстанцев, что бы, по-вашему, сделали силы безопасности ХХ?
4. О чём говорит вам эта листовка?
5. Сообщали ли вы или кто-то из ваших соседей о подозрительных личностях?
6. Как вы думаете, что бы сделали ваши соседи, если бы заметили повстанцев или что-то, что указывает на их деятельность?
7. Как бы вы себя чувствовали, если бы повстанцы покинули этот район?
8. Ваше мнение об этой листовке и других похожих листовках?
---------------------------------------------------------------
Рис. 6-11. Пример посттестового опросника.
6-65. Результаты посттестирования фазы 1 серии XX07A02ka продемонстрировали явное отсутсвие уверенности ЦА в способности и готовности сил безопасности ХХ вступать в бой с боевиками и побеждать их. Такой вывод был сделан на основании ответов выборки на два вопроса:
«2. Насколько эффективно силы безопасности ХХ борются с повстанцами?
3. Если бы вы сообщили о предполагаемой деятельности повстанцев, что бы, по-вашему, сделали силы безопасности ХХ?»
6-66. Результаты опроса показали, что 67% всех респондентов ответили отрицательно на один или оба вопроса. Основываясь на этой обратной связи, специалисты PSYOP определили, что ЦА не восприняла вспомогательный аргумент 1, «силы безопасности ХХ будут задерживать выявленных повстанцев». Дальнейший анализ ответов показал тенденцию для людей, отрицательно ответивших на один или оба вопроса:
- 82 % отрицательных ответов ссылались на отсутствие способностей и подготовки у сил безопасности (неумелость);
- 58 % отрицательных ответов ссылались на коррупцию в силах безопасности;
-47% отрицательных ответов ссылались на этнические предрассудки сил безопасности (будут защищать только своих).
6-67. После тщательного изучения результатов посттестирования специалисты PSYOP провели брифинг для командира поддерживаемого подразделения, на котором дали следующие рекомендации:
- усилить совместное патрулирование коалиции и сил безопасности ХХ в Нэшбурге в течение ноября для повышения уверенности ЦА (скоординированные PSYACT);
- разработать новые продукты PSYOP первой фазы, освещающие подготовку и достижения сил безопасности ХХ;
- перенести сроки выполнения пересмотренной серии PSYOP XX07A02ka, чтобы начать фазу 1 во вторую и третью недели ноября, опираясь на результаты усиленных патрулей.
6-68. На рис. 6-12 показан пересмотренный продукт для серии XX07A02ka, а на рис. 6-13 – пересмотренная матрица выполнения серии. Поскольку большинство продуктов уже согласованы, показано только производство переработанных продуктов фазы 1.
---------------------------------------------------------------
Восемь повстанцев были задержаны в ходе рейда в Нэшбурге
Силы безопасности ХХ задержали восьмерых предполагаемых повстанцев в ходе дерзкого ночного рейда в районе Рубайялла в Нэшбурге. Действуя по анонимному звонку, поступившему на горячую линию сил безопасности Нэшбурга, они быстро отреагировали и провели штурм убежища боевиков. «Мы каждый день готовимся к таким акциям, но она была бы невозможной без помощи жителей города» - заявил полковник Салим Хияд, командир сил безопасности Нашбурга. "Мы готовы к борьбе с этими убийцами и остановим их, с Божьей помощью", - продолжил полковник Хияд. Задержанные мужчины были доставлены в изолятор временного содержания, где им будут предъявлены обвинения в преступлениях против государства.
---------------------------------------------------------------
Рис. 6-12. Переработанный продукт XX07A02kaNP0004

Рис. 6-13. Переработанная матрица выполнения серии для XX07A02ka.
6-69. Посттестирование обычно проводится штатными силами PSYOP, но лучше всего, когда его проводят лица, не являющиеся военнослужащими, для получения объективных ответов от ЦА. Во многих случаях для посттестирования вместе со специалистами PSYOP привлекаются местные гражданские. Также можно использовать местные маркетинговые и рекламные фирмы. Посольство США, проводящее исследования для бизнеса, также может быть отличным источником информации о местных гражданах. Дополнительными направлениями посттестирования является установление, какими средствами (тип медиа и продукт) и как часто ЦА подвергается воздействию аргументов PSYOP. Посттестирование проводится на фазе VI семиступенчатого процесса, но результаты анализируются в фазе VII.
ВЫВОДЫ6-70. Фаза VI семиступенчатого процесса PSYOP охватывает производство, распространение, распространение и посттестирование продукции. Своевременное их осуществление является залогом успеха серии PSYOP. Проведение процесса PSYOP требует тщательного планирования и выполнения этапов так, как это указано в матрице выполнения серии. Специалисты PSYOP должны быть гибкими в выборе средства, позволяющего распространить серию в максимально короткие сроки. Специалисты имеют различные штатные средства для для производства, распространения и распространения продукции, но для выполнения задачи им, возможно, придется полагаться на существующие местные ресурсы. Всё чаще специалистам PSYOP приходится проводить обучение на уровне подразделения или привлекать инструкторов со стороны для обучения созданию теле- и радиопрограмм. Специалисты PSYOP также должны воспользоваться существующей подготовкой подрядчиков Министерства обороны, чтобы знать, как заключаются контракты. В любом случае, производство, распределение и распространение серий PSYOP требует тщательного планирования, контроля качества, координации и последующих действий для обеспечения достижения наилучших результатов.
Спойлер