7.
В 03:45, когда "Бритва-04" приземлялся рядом со сбитым "Бритвой-03", Грегори Требон привел в готовность силы быстрого реагирования оперативной группы 11. Он не до конца понимал, что произошло в Шахикоте, но хотел, чтобы его силы быстрого реагирования (Quick Reaction Force – QRF) были готовы выдвигаться. Ответственность за их выделение поочередно ложилась на три взвода роты "А" 1-го батальона Рейнджеров, которые составляли ядро оперативной группы "Ред". В ночь с 3 на 4 марта QRF был 1-й взвод во главе с капитаном Нейтаном Селфом. Родившийся и выросший в Вако, Техас, Нейт Селф был типичным американским ребенком, оправдавшим наихудшие опасения своей матери, когда в 1994 году стал курсантом Вест-Пойнта в поисках приключений и способа послужить своей стране. В 1998 году, через две недели после окончания военной академии, он женился на своей возлюбленной-однокласснице, с которой был знаком с начальной школы. В октябре она родила их первого ребенка, сына, но у Селфа было всего два месяца, чтобы познакомиться с ним, прежде чем рота "А" отправилась на развертывание в Афганистан. Как и в других эшелонах командования полка Рейнджеров, командование взводом было для получивших его офицеров повторным назначением, что делало лейтенантов, ставших командирами взводов, чуть старше и опытнее, чем их коллеги из других армейских подразделений, потому что они уже командовали взводами в других местах. Селф не был исключением. Ему было двадцать пять, и в декабре он был произведен в капитаны, звание, чаще ассоциирующееся с должностью командира роты. К началу "Анаконды" Селф возглавлял 1-й взвод почти семнадцать месяцев. Он знал людей, их сильные и слабые стороны. К тому времени, когда Требон приказал привести в готовность силы быстрого реагирования, Селф предвидел этот шаг, и действовал заблаговременно. Капитан сидел в ТОЦ "Блю", где у Рейнджеров был собственный угол, когда услышал сообщение по радио, в котором говорилось о падении вертолета ОГ "Браун". Было неясно, разбился ли вертолет из-за огня противника или технической неисправности, но в любом случае Селф знал, что, по всей вероятности, это означает получение его людьми вызова. Обеспечение безопасности сбитого вертолета было в списке задач QRF. Он поспешил к двум палаткам, в которых размещался его взвод, и приказал своим бойцам подниматься. Поначалу мало кто воспринял его слишком всерьез. Он уже один раз будил их той ночью, когда возникла другая возможная задача – усиление охраны "надежного дома" в Хосте после ракетного обстрела. Там все уладилось, но теперь капитан вновь вытаскивал своих бойцов из коек посреди ночи. Появились мысли о мальчике, кричащем: "Волк!" "Да, да, сэр, это же уже было в прошлый раз", полушутя заявил штаб-сержант Арин Кэнон. "Нет, вставай", сказал Селф, его голос стал серьезным. "Один из наших бортов упал". Это было все, что требовалось сказать. В мгновение ока люди повыскакивали из спальных мешков, натягивая обмундирование и боевое снаряжение, хватая и проверяя оружие. Стандартом Рейнджеров было нахождение на аэродроме в готовности к вылету через тридцать минут после оповещения. Они проигрывали это вновь и вновь, отрабатывая каждую возможную непредвиденную ситуацию. Что, если в наличии будет только один вертолет? Понадобятся ли нам машины? В каждом случае каждому человеку отводилась роль, и он заучивал ее до автоматизма. С момента прибытия в Баграм в последнюю неделю декабря взвод по частям участвовал в нескольких задачах, но никто из них не был в бою. Тем не менее, они поддерживали высочайший уровень готовности, тренируясь на ферме Тарнак(11), огромном объекте Аль-Каиды неподалеку от Кандагара. Используя боевые боеприпасы, они отрабатывали всевозможные боевые ситуации вплоть до штурмов в составе взвода, что Селф назвал "лучшей тренировкой за все время в Армии". Ему и его людям особенно нравилась возможность "выйти за рамки" в отношении мер безопасности дальше, чем это могло быть позволено им на территории Соединенных Штатов. "К худу для Аль-Каиды и к добру для нас", отметил Кэнон, командир взводного отделения тяжелого оружия. Одно из отделений Селфа, а также пулеметный расчет, медик и его взводный сержант все еще оставались там, так что в Баграме с ним было чуть более половины взвода: два линейных отделения, два пулеметных расчета по два человека, и он сам. Когда Кэнон понял, что на сей раз все действительно начнется, он бросился к палаткам 2-го взвода и прихватил их медика, сержанта Мэтта ЛаФренца, сопровождать их на задаче. Селф вернулся в ТОЦ. Прошел слух, что кто-то выпал из "Чинука". На экране "Хищника" он мог видеть "Бритву-04" на земле рядом с "Бритвой-03", хотя точно не знал, на что смотрит, и где это. Капитан предполагал, что его задачей будет обеспечение безопасности сбитого вертолета. Его смущали продолжающиеся упоминания о парне, выпавшем из вертолета. "Сэр, что мы делаем? Куда мы отправляемся?" спросил он своего батальонного оперативного офицера, майора Джима Мингуса. Наряду с Тони Томасом в Кандагаре Мингус был старшим офицером ОГ "Ред" в Баграме. Мингус велел Селфу отправляться к вертолетам и находиться на связи с ТОЦ для получения указаний. Селф направился на аэродром, где столкнулся с еще большими проблемами. К действиям QRF всегда привлекалась группа специальной тактики (Special TacticS – STS) ВВС из трех или четырех человек, состоящая из парашютистов-спасателей или "пиджеев", обученных навыкам экстренной медицинской помощи и быстрого извлечения и эвакуации пострадавших, и авианаводчиков, задачей которых было управление воздушным движением и координация непосредственной авиационной поддержки. Когда его взвод впервые был назначен в качестве QRF, Селфу была предоставлена группа специальной тактики, которой он в подробностях разъяснил, как выполняет свои задачи его взвод – простые, но важные вещи типа того, кто и на какую позицию побежит после покидания вертолета, и какие у кого позывные. Но этой ночью эта группа была на другом задании. Когда Селф добрался до аэродрома, его ждала команда специальной тактики из четырех человек, которых он не знал. Это беспокоило Селфа и Кэнона. Ни одному из них не улыбалось оказаться в боевой ситуации с группой, с которой они до этого ни разу не встречались, но Селф как можно более четко изложил им стандартный порядок действий взвода. Затем подняла голову еще одна проблема: на бетонке стояло два "Чинука" ОГ "Браун", но лишь один был оборудован для размещения его людей. На другом собирались везти на аэродром в Гардезе мягкий резервуар с топливом. Селф не мог понять, почему топливо получило более высокий приоритет, чем доставка его людей к сбитому вертолету. На аэродроме у него было около двадцати пяти человек, и он хотел взять столько Рейнджеров, сколько ему позволят. Он связался с Мингусом и рассказал ему о группе специальной тактики. Командир взвода сказал майору, что не сможет взять всех четверых, тем более что пилоты 160-го сказали ему, что для перевозки его бойцов есть лишь один борт. Если это так, Селф будет ограничен возможностью взять лишь тринадцать человек. "Я никоим образом не могу взять этих четверых парней (из специальной тактики) и только девятерых своих", сказал Селф Мингусу. Селф определенно взял бы своего авианаводчика, штаб-сержанта Кевина Вэнса. Если с ним отправятся все четыре человека из специальной тактики, у него останется место лишь для отделения Рейнджеров из семи человек. Если Селф возьмет пулеметный расчет из двух человек, оно сократится до пяти человек. Мингус сказал, что он может оставить одного из парней из специальной тактики. "А почему бы нам просто вообще не брать их?" ответил Селф. "Мы знаем, что борт стабилен, мы не собираемся никого из него вырезать, там нет пострадавших. Зачем они нам? Я бы лучше взял тринадцать своих людей, чтобы мы могли драться". Мингус сказал Селфу, что ему нужно взять людей из специальной тактики на случай падения его вертолета. Они крутили этот вопрос и так и эдак, но Селф так ничего и не добился. Он остался с раскладом из десяти Рейнджеров и группой STS из трех человек. Селф быстро прикинул, кого ему взять. Он решил, что это будет отделение штаб-сержанта Рэя ДеПоули ("потому что это было лучшее отделение во взводе", говорил он), сокращенное до шести человек плюс он сам, Вэнс и пулеметный расчет из двух человек. Отделение из шести человек состояло из ДеПоули в качестве командира, огневой группы из трех человек, состоящей из командира группы, стрелка с SAW и стрелка-гранатометчика с М203, и огневой группы из двух человек с командиром и стрелком с SAW. Связавшись с Мингусом, Селф изложил, насколько ограничены будут его возможности с такими небольшими силами. "Вы просто должны будете закрепиться возле сбитой птички", ответил Мингус. "А что с парнем, выпавшем из вертушки?" спросил Селф. "Мы еще выясняем это", сказал Мингус – свидетельство того, насколько слабо владели обстановкой в штабах "Блю" и "Ред" в Баграме. Капитан из штаба ОГ "Ред" подошел к Селфу на бетонке. "У вас есть добро на вылет, можете отправляться", сказал он командиру взвода. "Какова наша задача?" в сотый раз спросил Селф. "Нам нужно, чтобы вы, парни, поднялись в воздух и отправились поближе к месту, долетели до Гардеза и высадились там", сказал заместитель оперативного офицера. "Когда окажетесь в Гардезе, выйдите на связь по спутниковому радио, и мы дадим вам дальнейшие инструкции. Нам просто нужно, чтобы вы выдвинулись на исходную, потому что туда примерно час лета". Пока он говорил это, еще два "Чинука" – изначальные "Бритва-03" и "Бритва-04", только что прилетевшие из Гардеза – приземлились на полосу примерно 200 метрах. Бортмеханик одного из вертолетов, на которых собирался лететь Селф, указал на только что прилетевшие "Чинуки" и сказал, что это те вертолеты, на которых он полетит. Прежде чем направиться к ним, Селф повернулся к другому капитану Рейнджеров. "Добудьте мне другой борт", умолял он. "Нам нужно доставить туда больше людей". В этот самый момент группа специальной тактики, обычно работавшая со взводом Селфа, вернулась со своей задачи. Селф сообщил им о происходящем, и сказал группе, с которой только что встретился, что возьмет тех людей, которых знает. Затем он и остальная часть его корабельной группы подбежали к только что приземлившимся машинам. Когда он добрался до вертолета, на котором должен был лететь, там уже находилась еще одна группа специальной тактики. "Кто командир?" спросил Селф. "Я", ответил тридцатиоднолетний техник-сержант Кири Миллер. "Вы уходите", сказала Селф Миллеру. "У меня есть свои ребята". Затем он прошел вперед, подключился к СПУ и принялся говорить с экипажем, пока "Чинук" рулил по полосе на дозаправку. Обернувшись, он увидел, что Миллер со своими товарищами все еще там. Две группы специальной тактики столкнулись друг с другом на рампе и согласились, что команде, уже находящейся на борту, следует остаться, поскольку их снаряжение – специальное оборудование для извлечения людей из-под обломков – уже загружено в вертолет. Селф не был рад, что ему не удалось отделаться от группы, которую он до этой ночи ни разу не видел. Он скорее предпочел бы пойти с группой, с которой познакомился первой. По крайней мере, у него было пятнадцать минут, чтобы объяснить им, как действует его взвод. Но теперь деваться было некуда, кроме как извлечь максимум из имеющегося. "Вот как все будет", сказал им Селф. "Он будет моим радистом", сказал он, указывая на Вэнса. "Кто авианаводчик?" Парни из специальной тактики ткнули в штаб-сержанта Гейба Брауна. "На тебе управление огнем", сказал Селф Брауну. Он хотел, чтобы Вэнс был его радистом, поскольку знал, что тому известны все позывные и частоты для связи с ТОЦ "Блю". Браун, у которого было меньше опыта, чем у Вэнса, в случае необходимости будет отвечать за вызов непосредственной авиаподдержки. Тем временем Кэнон отправился в ТОЦ в надежде договориться насчет еще одного борта. Когда он оказался там, Мингус сказал, что их ждет еще один вертолет, и чтобы он шел к нему. Он вернулся на аэродром, собрал своих людей и сел в "Чинук" с позывным "Бритва-02". На борту Селфа, "Бритве-01", командир взвода держал связь с экипажем, пока он готовился к взлету. Он не подозревал, что вторая половина его сил отправляется вместе с ним, пока не услышал, что экипаж "Бритвы-02" сообщил по радио, что у них на борту Рейнджеры. Для Селфа это было огромным облегчением. Теперь у него были люди, в которых он нуждался: девятнадцать Рейнджеров, авианаводчик и группа специальной тактики из трех человек. Вскоре после 05:00 вертолеты взлетели. На "Бритве-01" находился двадцать один человек: два пилота, командир воздушной операции, четыре члена экипажа, медик из 160-го, три человека из специальной тактики, один авианаводчик и девять Рейнджеров. "Бритва-02" везла шестнадцать человек: двух пилотов, четырех членов экипажа и десятерых Рейнджеров. Все находящиеся в обеих машинах имели более чем смутное представление о том, что ждало их на том конце перелета. И Селф и Кэнон считали, что они сядут в Гардезе, получат более подробный инструктаж, а затем вылетят в долину, чтобы обеспечить безопасность сбитого вертолета. Сидя в передней части своего вертолета, Селф подключил его СПУ к одному наушнику, что позволяло ему слушать радиообмен пилотов, а свой MBITR – к другому, чтобы иметь возможность переговариваться с ДеПоули в другом конце кабины. Экипаж был настроен на спутниковую частоту ОГ-11, известную как Tiersat. Селф узнал некоторые позывные, но единственный знакомый ему голос принадлежал Питу Блейберу. Капитан пытался собрать из разрозненных радиосообщений картину происходящего. Услышав упоминание позывного "Мако", Селф предположил, что SEAL каким-то образом удалось обеспечить безопасность выпавшего из вертолета. Через два с половиной часа после того, как Робертс упал в снег на вершине Такур Гар, Селф все еще пребывал в заблуждении, что выпавшим человеком был, вероятно, какой-то незадачливый рядовой из 101-й. Однако из прослушивания радиопереговоров стало ясно одно: все хотели знать, когда прибудет QRF. Селф надеялся, что все они проявят немного терпения. Сначала мы должны остановиться в Гардезе и выяснить, что происходит, подумал он. На "Бритве-01" для трех уорент-офицеров 160-го, отвечающих за полет – командира воздушной операции, старшего уорент-офицера 5-го класса Дона, командира вертолета, старшего уорент-офицера 4-го класса Чака и пилота, тридцатисемилетнего старшего уорент-офицера 3-го класса Грэга из Луисвилля, Кентукки – это был третий вылет за ночь, и у них была чертова прорва времени, чтобы выяснить, что же происходит. Они разделили между собой обязанности по связи, и каждый мониторил разные сети. Сидя на откидном сидении, Дон с огромным трудом пытался говорить с Баграмом. Непосредственно от ТОЦ "Блю" и "Браун" поступало не так уж много. Большая часть того, что слышал командир воздушной операции, исходила от самолета ВМС EP-3, передающего прибывающим "Чинукам" сообщения из Масиры и Баграма. Когда они пролетали через горы к северу от Гардеза, вертолеты потеряли связь друг с другом. На борту "Бритвы-01" Дон был на связи с EP-3, пытавшимся передать координаты LZ "Чинуков". Дон заставил его повторить цифры трижды, прежде чем убедился, что он и остальные, находящиеся на "Бритве-01", услышали их правильно. "Мы едва не записали неправильные координаты", вспоминал Селф. Учитывая последовавшее, он признал, что такая ошибка "возможно, была бы к лучшему". Селф изо всех сил старался следить за переговорами и держать своих людей в курсе. Он достал из кармана световую доску (кусок плексигласа, оклеенный с одной стороны матовой белой пленкой и подсвеченный ХИС-ом), и восковым карандашом записывал основы того, что мог разобрать из искаженных радиосообщений, а затем пускал ее по кругу. Он написал, что "снайпера SEAL" находились рядом с человеком, выпавшим из вертолета, что они "возможно, в контакте" и запрашивали QRF. Становилось все более очевидно, что "Чинуки" не собираются останавливаться в Гардезе. Одним из немногих приказов, полученных из Масиры и Баграма, было отправляться прямо в долину, чтобы помочь SEAL. Прошло почти три часа с тех пор, так "Бритва-03" был сбит, но командир сил быстрого реагирования, следовавших в Шахикот, до сих пор не имел никакого понятия о расположении SEAL относительно сбитого вертолета и продолжал считать, что его аварийная посадка, вызванная огнем противника или техническими проблемами (он до сих пор не знал, чем именно), и падение военнослужащего из вертолета были несвязанными событиями. На "Бритве-02" Кэнон ничего не слышал об изменении планов. Он был знаком с Гардезом по предыдущим заданиям и, когда вертолет стал набирать высоту, посмотрел в окно, узнал город внизу, и понял, что они не приземляются. Что-то явно поменялось, подумал он. Вертолеты влетели в северную часть Шахикота. Ночь близилась к концу, и экипажи избрали агрессивную тактику полета на бреющем, прижимаясь к земле, чтобы не стать целью для кого-нибудь из стрелков Аль-Каиды. Выглянув наружу, они удивились, увидев, что пролетают над темными очертаниями "Бритвы-03". До этого момента они все предполагали, что летят к этому месту крушения. Дон запросил EP-3, уверены ли они в координатах LZ, потому что они только что пролетели над разбившимся вертолетом. "Нет, это другое место", сказали с EP-3. "Это на вершине 10000-футовой (3050 м) горы". "Там есть свои или чужие?" С EP-3 Дону сообщили, что на вершине горы будут свои. "Они как, находятся на месте, движутся?" спросил Дон. "Они движутся", ответил EP-3. К этому времени оба "Чинука" вылетели из долины и кружили, пока Дон, Селф и пилоты пытались уточнить детали. Тем временем в 06:08 штабные офицеры из Баграма и Масиры пытались связаться с "Бритвой-01" и "Бритвой-02", но безуспешно. Спутниковая связь отказала, именно тогда, когда спецоператоры, сидящие рядом с кучами радиостанций в оперативных центрах и за штурвалами "Чинуков", нуждались в ней больше всего. Сообщение, которое пытался донести до них персонал ОГ-11, было простым, важным и спасительным: не садитесь на вершину горы, где уже попали под огонь "Бритва-03" и "Бритва-04"; садитесь на удаленной LZ ниже по склону Такур Гар. Эти инструкции так и не были получены на вертолетах, которые по-прежнему действовали в соответствии с приказами, полученными через EP-3. И вновь решение вывести Блейбера из цепочки командования было признано страшной ошибкой. Как писал официальный следователь Командования специальных операций: "Здесь командир (AFO) на месте явно мог бы изменить ход событий. По крайней мере, он настоял бы на том, чтобы "Бритва-01" воспользовался удаленной посадочной площадкой. Он также был бы в состоянии отдать это указание лично, используя более надежную ближнюю радиосвязь, что значительно снизило бы вероятность недопонимания". Когда "Бритва-01" взбрыкнул и изменил курс, люди в задней части схватились друг за друга. В грузовом отсеке не было сидений, поэтому они сидели на полу, стараясь удержаться. Зацепившись понадежнее, Нейт Селф водил по карте лучом фонарика, пытаясь разобраться во всем этом. Он все еще находился в замешательстве, но каким-то образом ему удалось установить – и с помощью световой доски довести до своих людей – три вещи: они собирались приземлиться "в непосредственной близости от противника"; SEAL находились в контакте с этим самым противником; а еще SEAL находились недалеко от человека, который выпал из вертолета. Селф написал своим бойцам, что они собираются провести "горячую эвакуацию с, вероятно, горячей LZ" (то, чего пилоты не смогли понять). Переговариваясь между собой с помощью MBITR, Селф и ДеПоули разработали план игры, суть которого заключалась в том, что они собирались выскочить из задней части вертолета, закрепиться в непосредственной близости, соединиться с SEAL и, возможно, парнем, который выпал из вертолета, посадить их в свой "Чинук" и улететь как можно быстрее. "Смотрите, куда стреляете, в том месте есть свои", писал на световой доске Селф. Он хотел, чтобы его люди, как минимум, понимали, что существует большая вероятность, что на LZ будет бой, и что SEAL, которых они подбирают, будут разрывать контакт с противником, когда побегут к вертолету. Он переключил внимание на радио. Все позывные относились к Баграму. Затем он услышал голос Блейбера, срочно требующий ответа. Все, казалось, говорили об AC-130.
11. Бывший афганский лагерь, находящийся рядом с Кандагарским аэропортом. С 1998 по 2001 год служил учебной базой Усаме бен Ладену и его последователям. Предположительно, именно там проходили подготовку двое из террористов-смертников, осуществивших захват авиалайнеров 11 сентября 2001 года: Мохаммед Атта и Зияд Джаррах. После того, как американские войска обосновались в аэропорту Кандагара, они использовали ферму Тарнак для собственных тренировок (прим. перев.)
_________________ Amat Victoria Curam
Последний раз редактировалось Den_Lis 13 мар 2020, 14:09, всего редактировалось 1 раз.
|