MilEvakOp «Pegasus» 2011.Автор-составитель не претендует на исчерпывающее освещение вопроса и в данной редакции воздержится от личных оценок, все материалы взяты из открытых источников.![Изображение](https://abload.de/img/evz46cgwgacgv3fjudxb.jpg)
«Пегас» — комбинированная операция по эвакуации проведенная немецкими и британскими военнослужащими в Ливии с 26 февраля по 3 марта 2011г. Ярким эпизодом для Бундесвера стала переправка 132 человек из города Нафура на Крит двумя самолетами целевой группы.
Немецкий контингент состоял из десантников 3./373, военных полицейских 252-го фельдъегерского батальона и экипажей 62-й авиатранспортной эскадрильи. Военно-морская компонента, в составе фрегатов «Бранденбург», «Рейнланд-Пфальц» и корабля снабжения «Берлин», осталась на месте в дальнейшем приняв участие в международной операции по репатриации египетских граждан из Туниса в Египет.
Командующий оперативной группой бригадный генерал Бешт остался доволен ходом операции. Взаимодействие между силами армии, авиации и флота было отличным, а отработанные процедуры можно будет успешно применять в последующих операциях подобного рода: «Мы были хорошо подготовлены и готовы к дальнейшим операциям».
Из пресс-релиза полковника Штефана Ульриха Гайлена, начштаба отдела специальных операций.
Дисклеймер.
Написанное ниже отражает лишь мое частное мнение как непосредственного участника данной операции и может не совпадать с официальной позицией Бундесвера и других вовлеченных сторон.
Henner, десантник 3./373.
Здесь и далее любительский перевод с купюрами и пояснениями.![Изображение](https://sun9-west.userapi.com/sun9-4/s/v1/ig2/G9grUXRk4nPUlbcv95HS7aZPEhDzUfNKJBLyrKeR4SAUqkmJ8Xy_7rwSVXeVyCr0nSOAP9VBbnsRsVBFDv1uSMXb.jpg?size=807x807&quality=95&type=album)
Тревога и оповещение об операции "Пегас-2011" было объявлено вечером 24 февраля 2011 года, насколько я помню, мы были единственными кто был в казарме.
![Изображение](https://abload.de/img/46tzijc.jpg)
Планирование миссии с расписыванием ролей и списком необходимого (оружие-боеприпасы-связь-сухпайки) началось еще в расположении.
![Изображение](https://abload.de/img/45oyd73.jpg)
Параллельно будущие участники начали обзвон родственников с сообщением в духе «на выходные не ждите».
![Изображение](https://abload.de/img/43x4ign.jpg)
Вводные менялась каждые четверть часа, в них фигурировали ливийские аэродромы Амаль и Нафура. Ясность была лишь в том, что в ближайшие часы мы двинемся в Вунсторф, а оттуда нас ждет перелет в Средиземноморье, где равновероятны были Сицилия или Крит, то самое место силы для любого немецкого десантника
(военное кладбище и весьма запущенный мемориал немецким солдатам).![Изображение](https://abload.de/img/41jpdze.jpg)
Буквально накануне у меня появился нетбук с интернет-контрактом, и я смог узнать через Google, куда нас могло занести наше путешествие. Класс, пустыня кругом. Но зачем я это пишу? К сожалению, у нас не было карт. На основе полученной информации стало ясно: в этой нестабильной стране, посреди пустыни, если что-то пойдет не так, нам придется пробираться на северо-запад к побережью примерно 300 км. Так что свои Бергхаусы мы напихали от души.
![Изображение](https://abload.de/img/48f7fwy.jpg)
В Вунсторф мы прибыли около 3 часов ночи 25 февраля 2011 года и заселились там в ангар, позже к нам присоединились МиПо из Хильдена.
В 22:30 мы погрузились и вылетели на Крит дорога должна была занять около 8 часов, так что было время выспаться и подумать о том, что может быть дальше. К тому времени мы уже получили некоторые данные из Потсдама, был уточнен район операции - аэродром Нафура, ситуация в Ливии ухудшалась, и некоторые регионы больше не были подконтрольны правительству. И если, что то пойдет «не так» то нам предстоял эпический забег по направлению к побережью, в ходе которого пришлось бы добывать транспорт. У нас по-прежнему отсутствовала связь. Не было даже спутникового терминала так как предполагалось, что мы лишь будем охранять «борты» и никуда не «полезем».
![Изображение](https://abload.de/img/55ebfal.jpg)
На Крите мы приземлились около шести утра по местному времени, нам был придан офицер ВВС который должен был обо всем позаботиться на месте. Нам нужно было жилье, оружейка, горячая еда и возможность постоянной связи с Германией. Последняя не была обеспечена средствами Бундесвера, поэтому оставались только частные средства связи с астрономическими счетами за оную. Греческие военные встретили нас не особенно любезно будучи в СИБЗ и с оружием в руках, местами их опека начинала вызывать раздражение. Кто-то из моих парней заметил: «У них, наверное, был неудачный опыт с десантниками?». Что ж в исторической ретроспективе это имело место быть. Нам в ультимативной форме было заявлено о невозможности наших перемещений на острове с оружием. В результате в качестве оружейной комнаты мы были вынуждены использовать один из своих самолетов.
Педантичные немцы впоследствии привели опись, группа располагала следующим арсеналом: 14 штурмовых винтовок G36 с боезапасом 2100 патронов, два пулемета MG3 с боезапасом 960 патронов, две винтовки G3 с оптическими прицелами и боезапасом 200 патронов, 19 пистолетов P8 с общий боезапас 750 патронов. ![Изображение](https://abload.de/img/513gc2w.jpg)
После этого нас доставили в расположение с неприменными лимонными деревьями рассаженными между жилых корпусов. Далее был весьма посредственный завтрак с атрибутами средиземноморской кухни, вроде греческого салата с оливками, фетой и залитого галлоном оливкового масла. Пока наша наземная группа устроила мозговой штурм относительно алгоритма эвакуации, "летуны" работали с самолетами пытаясь увеличить количество посадочных мест демонтируя все лишнее.
На предполетный брифинг меня сопровождало не менее десяти вооруженных греческих солдат, что выглядело, хм, странно. Сухая выжимка этого словословия гласила о том, что Ливия погрузилась в хаос, правительство не в состоянии контролировать страну и что самое стремное - систему ПВО
(SA-5 Gammon/С-200 и SA-6 Gainful/КУБ), прямой оперативной связи с Германией у нас не будет. В этих условиях на предстоит эвакуировать около 200 гражданских лиц. Хорошие новости заключались в том, что у нас было внешнее кольцо периметра из числа местных наемников-туарегов
(позже фигурировало число - 25 человек) под руководством бывшего бойца SAS
(полковника в отставке, эксперта по безопасности одной из западных компаний) и том, что нам достались модифицированная версия самолетов
(С-160 Transall ESS). Далее была погрузка, взлет и полет в неизвестность.
![Изображение](https://abload.de/img/21eqcmo.jpg)
Как только мы достигли воздушного пространства Ливии борттехник показал мне жестами, что я должен надеть гарнитуру и спустя некоторое время в ней я услышал тоновые сигналы знакомые всем по военным фильмам и сериалам обычно предшествующие драматическим событиям. Но все оказалось гораздо прозаичнее, это были маяки аэродромных служб Нафура. Я пялился в иллюминатор когда пилот начал крутой заход на посадку, перегрузка, касание и мы катим по рулежной дорожке.
![Изображение](https://sun9-west.userapi.com/sun9-11/s/v1/ig2/-qJb1dqjTV9qLJUmce3Azi1tU35TGipDrADaGeW6SIOcabrEuB-ID9gtkw_m3s6Am6m6lYk1aUbq02ccgitO4ffp.jpg?size=1136x543&quality=95&type=album)
Рампа опустилась, мы высадились и я увидел взлетающий самолет
(С-130 британцев),
![Изображение](https://sun9-west.userapi.com/sun9-12/s/v1/ig2/MMsmMErtYjABPBXTXuLlNR3-sDdaV-O9Ij2Zwz-uk4CcWL36yA01pODj8bGR1j2TNgBj-b7KsctVn0mS8t8rneup.jpg?size=1136x757&quality=95&type=album)
![Изображение](https://abload.de/img/2412ey9.jpg)
а дальше началась работа, мы обеспечили внутренний периметр.
![Изображение](https://abload.de/img/25uaf0a.jpg)
Наши коллеги из военной полиции обеспечивали досмотр и контролировали гражданских в очереди на посадку. Представители местных наземных служб дали нам понять, что наши борты станут последними (крайними для ценителей) взлетевшими с их ВПП.
![Изображение](https://sun9-west.userapi.com/sun9-10/s/v1/ig2/DR84BLgr2H-zxdEVvBHjZ3lPwC64N-tjv10Iq_jPIp_CrCwrMGiGx5HfNquuDjy-wFdCOX81mf9ouySmuIFrkY6y.jpg?size=1136x757&quality=95&type=album)
Чуть менее часа на земле и мы снова в воздухе. Последнее, что я увидел это то как ливийцы начали блокировать «взлетку», а далее пришло время заполнением форм и отчетов.
![Изображение](https://abload.de/img/65qecr9.jpg)
За канцелярщиной обратный полет прошел незаметно, помню лишь аплодисменты на посадке. Задача выполнена!
Постоперационную благость нарушил отзыв генерал-лейтенанта Райнера Глатца, в то время командующего оперативным командованием Бундесвера: "Нам повезло, потому что эта операция по эвакуации не была критичной". И пример голландцев которым "не повезло" показавший, насколько он прав. 27 февраля операция по эвакуации ВМС Нидерландов с моря провалилась. Застрявших соотечественников должны были вывезти из города Сирт палубным вертолетом Lynx с фрегата «Тромп». Однако после приземления они подверглись нападению и были захвачены ополченцами, верными Каддафи. Трое морских летчиков пробыли в плену две недели.Постскриптум.![Изображение](https://abload.de/img/du7qktt2rmygsifwx8-flv8izd.jpg)
Из-за казуистических моментов с правовой оценкой статуса миссии участники операции были награждены задним числом, для чего специально корректировался статут награды. Лишь в 2021 отправив запрос по официальному линку
EinsatzMedal@bundeswehr.org военнослужащие смогли получить свою медаль.