ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КОНЦЕПЦИИ Мирамар 1969 год
Курсанты Топгана становились четкими, умными, быстрыми, смертоносными и уверенными в себе. Они знали диапазоны характеристик своих самолетов и ракет, быстро маневрировали, чтобы использовать их, и эффективно управлялись со всем оборудованием в кабине. Они продемонстрировали свою способность в совершенстве применять тактический прием "Яйцо" и использовать "скоростное йо-йо" в строю "Свободной двойки", чтобы почти каждый раз разделывать и поджаривать пилотов-агрессоров. Их выпускной экзамен был особенным праздником: неограниченной стрельбой "Спэрроу" и "Сайдвиндером" по фактическим маневрирующим целям. Стив Смит руководил нашими боевыми пусками по самолетам-мишеням BQM-34 "Файрби" (Firebee), щедро предоставленным нам эскадрильей Джима Фостера, расположенной недалеко от Пойнт-Мугу. Эти дистанционно управляемые реактивные воздушные мишени, изготавливаемые фирмой "Райан" (Ryan Aeronautical Company), существовали с 50-х годов. В отличие от буксируемых мишеней и более распространенных не маневрирующих беспилотников, BQM-34 пилотировались находившимся на земле оператором. Они давали более шести сотен узлов (1111 км/ч) и могли подниматься до шестидесяти тысяч футов (18300 м). В руках такого инструктора "Фантомов", как Стив Оу, эта двадцати двух футовая (6,7 м) мишень имела хорошие шансы заставить попотеть даже хорошего пилота. Хотя ей не хватало тяги взмыть вертикально, она была достаточно маневренной, способной на резкие развороты и крутые виражи. Хотя нас немного беспокоила вероятность столкновения при пилотировании такого хот-рода с земли во время учений с боевой стрельбой, мы решили, что риск того стоил. Курсантам Топгана нужен был этот опыт противостояния думающему противнику, прежде чем мы отправим их обратно на войну. На Тихоокеанском испытательном полигоне авиационного ракетного вооружения некоторые из наших молодых ребят были настолько хороши, что уничтожали бешено уклоняющиеся беспилотники, а затем выпускали еще несколько ракет, чтобы разнести падающие куски. После такого успеха уверенность воспарила, и в начале апреля они были на прямом курсе к выпускному дню. С его приближением у нас был для них еще один сюрприз – полет в Зону 51, чтобы выступить против настоящего боевого МиГа, о котором я рассказывал в предыдущей главе. Для курсантов это был венчающий момент в их молодой карьере. Однажды вечером в О-Клабе Мирамара, когда обучение Первого набора шло к концу, мы придумали то, что с тех пор стало официальной нашивкой Топгана для летного комбинезона. Стив Смит и Мэл Холмс набросали это на салфетке: МиГ-21 в прицеле "Фантома" и перекрестие. В Вашингтоне люди, у которых было время беспокоиться о таких вещах, сочли, что это может оскорбить русских. Я сделал один звонок в офис вице-адмирала Брингла, и жалоба исчезла. Дизайн нашивки идеально отражал историю происхождения Топгана и за пятьдесят лет практически не изменился. Каждый выпускник Школы истребительного вооружения ВМС носит ее с гордостью. Когда эта маленькая эмблема распространилась по флоту, люди это заметили. По мере того как репутация Топгана росла и процветала, из флотских эскадрилий теперь уже начали звонить нам. Очень скоро Стив имел удовольствие объяснять, что у нас уже все забито, но он будет рад занести их имена в список. Дело с нашивкой, как и многое другие истории о Топгане, свидетельствует о разумности поручить дело младшим офицерам. Если решение ВМС назначить командиром свежеотловленного лейтенант-коммандера поначалу казалось попыткой избежать риска, то теперь я вижу, что наш мятеж не мог добиться успеха никаким иным способом. Без огромной доли творчества, концентрации и жизненного темпа молодых людей мы бы не справились с этой задачей. Мы никогда не были открыто противоречивыми больше, чем следовало, но мы должны были раскачать лодку. Что угодно может сойти с рук, если знаешь, в чем твоя цель, и ты чертовски хорош. Мы были таковы. Выпускники Первого набора вернулись на флот с измененным мышлением, нашивкой и учебным пособием Топгана. Это был основополагающий документ, который отражал все, чему мы их учили, и делал возможным преподавать это. Как офицеры-инструкторы, они были евангелистами "Яйца" и повелителями "Свободной двойки", и приступали к переделке флотских эскадрилий по нашему образу. Тем временем появился Второй набор, и мы начали цикл заново, усердно трудясь над обновлением лекций и программной документации. Времени вздохнуть спокойно не было. Подумать только, все это сошлось воедино всего за девяносто дней и укоренилось в украденном трейлере. В тот день, когда Стив заставил того крановщика совершить небольшую кражу в обмен на ящик виски, мы и представить себе не могли, что он станет нервным центром развивающихся усилий ВМС по совершенствованию тактики и доктрины применения истребителей на следующие пятьдесят лет. Но именно так и случилось. Никогда еще человеку, имеющему вторым пилотом бога, не везло больше.
Сразу после того, как выпустился Второй набор, вице-адмирал Брингл, как ComNavAirPac (командующий авиацией флота на Тихом океане) обратился с официальным запросом к своему начальнику, адмиралу Джону Дж. Хайланду, главнокомандующему Тихоокеанским флотом, официально учредить Школу истребительного вооружения ВМС в Мирамаре с 1 июля 1969 года. Для нашей неокрепшей аспирантуры это значило все. Впервые мы получили явное одобрение со стороны высшего руководства, беспрецедентное для проекта, возглавляемого младшими офицерами. Примерно в то же время лучший в мире RIO, Джей-Си Смит, сменил меня на посту командира Топгана. Передача командования была легкой. Он был со мной на всех этапах. Подобная преемственность помогла Топгану пустить корни – именно это и обеспечил Сэм Лидс, предоставив мне эту работу. В октябре я отправился в Вашингтон, чтобы проинформировать Пентагон о нашем опыте в школе Топган. Наша программа была одобрена самим CNO. Позже в том же году коммандер Ричард Шульте сменил Хэнка Халлеланда на посту шкипера VF-121, нашего головного командования. В лице Дика Шульте Топгану по-прежнему везло с друзьями. Он лично организовал приобретение для нашей школы четырех новых самолетов противника. А-4Е "Мангуст" имел гораздо лучшие характеристики, чем двухместные ТА-4, на которых мы летали за противника в "разнородном" маневренном воздушном бою. Однажды в пятницу в О-Клабе в один из первых дней Тутер Тиг пытался продать мне идею использовать F-86H "Сейбр" ВВС в качестве нашего основного агрессора. Дебаты затянулись до поздней ночи и завершились на следующее утро в воздухе: F-86 против A-4E. Мы довольно сильно загнули их выхлопы. Момент истины наступил, когда Тутер попытался сравниться со мной в вертикальном наборе высоты. У него не было шансов, даже на форсаже. Это закончилось тем, что его самолет заглох, вошел в перевернутый штопор и вышел из-под контроля, как падающий кленовый лист. В тот момент он согласился со мной, что агрессором в Топгане должен стать "Мангуст". Иными словами, больше не придется брать самолеты взаймы у RAG. Мы могли переделывать их по своему усмотрению, убирая весь лишний вес. Превосходные характеристики "Мангуста" и то, что он был всегда под рукой, позволили нам также разработать расширенный и разнообразный курс обучения ACM. Несколько месяцев спустя учебная программа Топгана прошла первое испытание горнилом войны. Когда в марте 70-го наш курсант Джерри Болье в состав 142-й истребительной эскадрильи "Призрачные всадники" (Ghostriders) отправился на авианосец "Констеллейшен", на Янки-Стейшен по-прежнему царили странные времена. Воздушная война все еще была приостановлена, пока Белый дом президента Джонсона вел мирные переговоры с Северным Вьетнамом. Хотя с авианосцев наносили удары по линиям снабжения противника, идущим в Южный Вьетнам через Лаос и Камбоджу, цели в Северном Вьетнаме были под запретом. Это означало, что американские самолеты не летали там, где были "бандиты". Как обычно, особой угрозы нашим авианосцам со стороны авиации противника не было. С сентября 68-го ни один американский пилот не сбивал МиГ. На протяжении двенадцати месяцев с момента получения нашивки Топгана и возвращения в свою эскадрилью Джерри служил офицером VF-142 по вооружению и тактике, обучая тому, что знал, но почти не имея возможности порадоваться, видя, как кто-либо использует это. Ситуация изменилась в марте, когда оказалось, что МиГи залетают на юг дальше, чем раньше. В субботу, 28 марта, Джерри и его RIO Стив Баркли сидели в своем F-4J, стоявшем на катапульте с двигателями на малом газу в пятиминутной готовности к старту. Когда в тот день корабль радиолокационного обнаружения сообщил о четырех бандитах, приближающихся к авианосцу, Болье и командир его авиакрыла Пол Спир были выпущены с палубы "Констеллейшен". Им было приказано двигаться в западном направлении к приближающемуся противнику, находившемуся еще в восьмидесяти семи милях (140 км), и им было разрешено открыть огонь немедленно (они получили освобождение от обычных правил ведения боя, требующих визуального опознания). Данные радарного обнаружения продолжали поступать, а дистанция сокращалась, но они не видели никаких признаков МиГов. Пара Фантомов мчалась вперед. Именно Болье первым заметил истребители противника впереди и выше, примерно на двадцати пяти тысячах футов (7620 м). Следуя доктрине "Свободной двойки", Джерри предупредил Спира и взял на себя инициативу, включив форсаж и разогнавшись для разворота с набором высоты для перехвата. Пара МиГов заметила американцев и разделилась, ведущий набрал высоту, а его ведомый заложил правый разворот. Болье взял на себя вражеского ведомого, а Спир пошел за ведущим. Когда он сблизился с МиГом номер два, Болье понял, как я подозреваю, в течение этих первых двадцати секунд, что волнение привело его к отклонению от правильной техники. Он сражался на горизонтали. При наборе высоты для непосредственного вступления в бой с противником, он потерял слишком много скорости, чтобы эффективно атаковать. Он пошел вниз, чтобы снова набрать ее, получив семикратную перегрузку в нижней точке. Он обнаружил, что МиГ идет вниз следом. Стремясь избежать боя на виражах, он вернулся к тому, чему мы его научили. Он резко потянул на себя, чтобы начать маневр "Яйцо", взлетая вертикально. У МиГа не было шансов угнаться. Тем временем внизу коммандер Спир, похоже, деморализовал свой МиГ. Его пилот развернулся и вышел из боя. Спир развернулся к Болье, чтобы очистить его хвост, когда МиГ Джерри увидел Спира. Северовьетнамский пилот выпустил ракету "Атолл" с инфракрасным наведением по приближающемуся "Фантому". Пуск в лоб дал промах. "Фантом" Болье поднимался все выше и выше. Пока RIO Баркли держал его в курсе ситуации, говоря, что МиГ, стреляющий по Спиру, не представляет угрозы, Джерри сосредоточился на подготовке своего пуска. Находясь в верхней точке дуги, он увидел, что их противник уязвим. МиГ потерял его из виду. Вражеский пилот накренился вправо, а затем резко повернул влево, словно высматривая своего преследователя. Этот последний маневр был роковой ошибкой. Он дал Джерри возможность сделать точный пуск прямо в сопло противника. Когда зуммер захватившего цель "Сайдвиндера" прозвучал в наушниках его шлема, он нажал кнопку пуска, и его ракета сорвалась с направляющей. Она навелась точно и взорвалась под МиГом. Ливень стальных осколков врезался во вражеский самолет и поджег его. Волоча за собой языки пламени, МиГ планировал, покачивая крыльями. Болье резко взял вверх, чтобы не проскочить мимо него, снова скользнул к нему сзади и выпустил еще одну ракету. Эта прикончила его. Все именно так, как он действовал, стреляя по мишени в Топгане. По возвращении на полетную палубу "Констеллейшен", празднование началось немедленно. Пол Спир, крупный малый, заключил миниатюрного Джерри в медвежьи объятия и поднял его в воздух. Категорически запрещенное шампанское лилось рекой(1). Позже в тот же день радиопередача из Ханоя подтвердила потерю МиГа. В Вашингтоне политика мирных переговоров заставила Пентагон задымиться. За исключением краткого заявления о сбитом МиГе – как сообщалось, это было сделано "Фантомами", сопровождавшими самолет фоторазведки – флот держал эту историю в тайне. У себя в Мирамаре мы задавались вопросом, кто же сбил МиГ. Мы изо всех сил пытались разузнать это по нашим частным каналами. Когда пришло известие, что его поимел неназванный экипаж с "Констеллейшен", мы были взволнованы. Первый набор Топгана нам прислали две истребительные эскадрильи этого авианосца. Мы задавались вопросом, будут ли еще "собачьи свалки" над Вьетнамом, и были взволнованы мыслью, что у нас мог появится достойный изучения пример, подтверждающий нашу тактику. Когда окончательно подтвердилось, что свалившими МиГ были Болье и Баркли, мы пришли в восторг. Это было подтверждением не только правильности того, чему мы учили, но и самого существования нашей школы. Строго засекреченный разбор их столкновения был направлен в Пентагон, где авиационное и разведывательное управления тщательно изучили его. Спустя некоторое время мы прослушали запись переговоров Джерри, Баркли, Спира и его RIO. Как мы и ожидали, там не было никакого волнения. Казалось, они обсуждали список важных покупок в продуктовом магазине. Джерри совершил еще 220 вылетов на "Фантоме". Топган не готовил никого лучшего. Некоторые говорили, что его успех дал именно тот толчок, который начал процесс превращения Топгана в полноценное военно-морское командование.
По мере того, как влияние нашего скромного отряда в составе VF-121 росло, к нам пожаловало несколько интересных посетителей. В рамках обмена в RAG служили несколько очень хороших иностранных пилотов. Первым среди них по таланту и опыту был британский контингент. Поскольку авиация их флота переходила на F-4, британцы отправили нескольких способных пилотов и позади сидящих тренироваться с нами. Они прошли через VF-121, так же, как и другие иностранные пилоты, служа в тактическом отделе RAG в то время, когда мы формировали Топган. Их старшим был коммандер Дик Лорд, который был исключительным пилотом. Все они, включая Дика Муди, Питера Джаго и Колина Гриффина, были очень профессиональны. Хотя я не мог официально привлечь их к участию в Топгане – Дик вернулся в Англию к тому времени, когда мы начали – пилоты Королевского флота оказали ценную услугу в рамках RAG, особенно летая в качестве оппонентов. И они были отменно веселыми на земле. Как резюмировал Кондор: "Мы научились у них тому, как меситься в регби в белой форме в О-Клабе "Адмирал Кидд" в Сан-Диего; как отрубаться в собственной тарелке за ужином; и как вывернуть завтрак на бетонку, но при всем этом находить время для полетов". Вопреки заголовкам британской прессы несколько лет назад, британские пилоты не имели никакого отношения к формированию Топгана. Эта ревизионистская история вызвала разочарование. Однако это ни разу не умаляло нашей привязанности к находившимся у нас по обмену британцам, будь то в кабаке или в воздухе. В 70-м в наш трейлер прибыл с визитом сам Великий: бригадный генерал Робин Олдс. Его боевые дни остались позади, но какими славными эти дни были. Во Второй мировой войне он стал асом как на "Лайтнинге" P-38, так и на "Мустанге" P-51 – то, чего еще никто никогда не делал – закончив войну командиром эскадрильи в возрасте двадцати двух лет. В 1966 и 1967 годах его истребительное авиакрыло продемонстрировало такую продуктивность, что комик Боб Хоуп назвал его "ведущим мировым поставщиком запчастей для МиГов". Робин лидировал с четырьмя сбитыми – рекорд, который держался до 1972 года. Он мог ходить по воде, насколько я мог судить. Когда мы с Диком Шульте пригласили Робина стать почетным гостем на одном из наших ежемесячных "Суперсчастливых часов" в Мирамаре, Олдс служил комендантом кадетов в Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс. Он тут же согласился, но с одним условием. Он сказал, что приедет только если мы позволим ему полетать. Хотя он был выходцем из Вест-Пойнта во втором поколении, у него не было ни грамма той манерности, которую часто можно встретить у выпускников академии. Робина заботили только результаты. Не имело значения, какое кольцо вы носите(2). Но мы были рады дать ему эту маленькую привилегию. Мы включили его в полетный план ACM на F-4. Я не знал, имел ли Робин текущий допуск на этот самолет. Мы предположили, что он никогда не летал на флотской модели. Он прибыл с летным снаряжением и явно был готов лететь. После того, как мы кратко ознакомили его с кабиной, он отправился. Джей-Си Смит был его позади сидящим, а Мэл Холмс летел ведомым. Первый бой был 2 на 1. Опытный дуэт из Робина и Раттлера быстро расправился с агрессором. Раттлер ушел вниз и заставил пугало развернуться, дав Робину свободу лететь и взять добычу. Пока все отлично. В следующем бою, 2 на 2, Робин и Мэл сразились с парой А-4Е, которыми управляли Дик Шульте и Т.Р. Шварц, убийца МиГов из племени А-4. (На счету Т.Р., бывшего пилота F-8, была единственная в той войне воздушная победа, одержанная пилотом "Скайхока".) Их засек Мэл. Он и Робин заранее договорились, как будут использовать строй "Свободная двойка", и Мэл взял на себя инициативу, повернув к ним, достигнув Слияния и вступив в "собачью свалку" на виражах против ближайшего самолета-агрессора. Другой А-4 на тот момент не был обнаружен. Мэл, будучи "козленком", подставлял своего противника на А-4, чтобы Робин поймал его. Вот тут-то все и развалилось. Легенда ВВС не появился. Заметив другого "Мангуста", он рванул за ним. Когда Мэл сообщил Олдсу по радио: "Эй, я атакован", Робин преследовал его, бросив Мэла ради попытки вонзить клыки во второго бандита. Тем временем Шварц получил преимущество над Раттлером, мастерски ведя воздушный бой на малой высоте, используя все танцевальные способности легкого, имеющего большую скорость крена и малый радиус виража, легко разгоняющегося "Мангуста". Это закончилось тем, что Мэла завалили. Поверьте, такое случалось нечасто. Здесь это произошло лишь потому, что его напарник забросил тактический план. Вернувшись на землю, Робин в восторге вылез из кабины. Он наслаждался шансом снова зажечь на истребителе и одержать победу. Но он оттащил меня в сторону. "Ваш позади сидящий все время говорил. Он вообще не затыкался!" Он был прав. Джей-Си обычно никогда не переставал говорить. Особенно когда имела место серьезная ошибка, требующая исправления. Я до сих пор смеюсь, вспоминая это. Если звездный трижды ас что-то делал неправильно, лейтенант-коммандер Смит не будет слишком стесняться сказать ему об этом. Это было частью того, что сделало его лучшим RIO своего времени. Во время разбора Джей-Си Смит продолжил разговор с Робином – именно так, как в Топгане всегда говорили с младшими офицерами. Он просто повторял наш свод правил, отчитывая старшего по званию офицера за то, что тот не остался с Мэлом. Если это хоть сколь-нибудь выбило Робина из колеи, мы не увидели никаких признаков. Несмотря на его глубоко укоренившиеся идеи о тактике истребителей и приверженность "Текучей четверке" ВВС, он, в конце концов, признал мудрость нашей тактики. "У тебя все правильно", - сказал он мне. Я сомневаюсь, что ВВС когда-либо впоследствии приняли нашу схему, но мне было очень приятно узнать, что Робин Олдс, похоже, был убежден. В конечном итоге он разозлил не тех людей своими откровенными высказываниями об ошибках своего рода войск во Вьетнаме. Я бы сделал все, чтобы убедить этого блестящего тактика, воина и нарушителя спокойствия перебраться в Мирамар. По его заслугам ему должно было бы быть командиром. Статный, хорошо говорящий и обаятельный, в тот вечер он исполнял роль рок-звезды, собрав огромную толпу. Его речь была превосходна и очень хорошо воспринята.
В мае 71-го коммандер Роджер Бокс сменил Джей-Си Смита на посту начальника Топгана. У Роджера, авиатора с двумя боевыми походами и летчика-испытателя ВМС, был план. Он считал, что пришло время, чтобы Топган стал самостоятельным командованием. В то время это был все еще лишь отдел в составе RAG "Фантомов". У RAG было право перемещать самолеты и людей в Топган и обратно по своему усмотрению. Не имея в своем распоряжении собственных средств, школа теоретически могла в одночасье остаться не у дел, если бы в RAG решили, что их нужды важнее, чем потребности Школы истребительного вооружения. Но у Роджера был туз в рукаве: симпатия командующего авиацией флота в Мирамаре, кэптена Армистеда "Чика" Смита. Роджер, служивший в штабе его истребительного авиакрыла, был с ним в хороших отношениях и обратился к нему за помощью, чтобы выдернуть Топган из-под контроля со стороны RAG. Однако имелись проблемы. Командиром эскадрильи RAG в то время был коммандер Дон "Дёрт" (Dirt – земля, грязь, грунт) Прингл, очень способный и уважаемый офицер, который мог подавить людей одним своим присутствием. Находясь под давлением необходимости поддерживать продуктивность RAG, Прингл не хотел терять ни один из своих ценных самолетов в пользу отдельного командования Топгана. Ему нужны были А-4Е, особенно для его отдела тактики. Он также надеялся начать заниматься тем, что делал Топган.
Ключевым игроком в борьбе за независимость Топгана оказался лейтенант-коммандер Дэйв Фрост, один из инструкторов Роджера Бокса и блестящий тактик, сменивший Кобру Рулиффсона на посту специалиста школы по ракетам "Спэрроу". Он окончил Аннаполис в 1963 году и был выпускником Второго набора Топгана. Дэйв и его коллеги-преподаватели хотели развить то, чего добилось первое поколение Топгана. Наставления нуждались в обновлении, особенно в свете всех тех реальных данных, которые поступали с флота, когда они начали расправляться с МиГами. Поскольку наша программа дала результаты в Северном Вьетнаме, спрос также вырос. Нам нужно было больше действующих за противника самолетов и опытных пилотов, чем когда-либо. Но эти ресурсы были раздерганы по трем направлениям: подготовка курсантов RAG; обеспечение функционирования Топгана; и работа в рамках флотской программы условного противника для подготовки к боевым действиям развертываемых эскадрилий. Чем-то надо было пожертвовать. На обратном пути с тактической конференции в VX-4 Фрости и его коллеги-инструкторы Дэйв Бьерк, "Гуз" (Goose – Гусь) Лорчер и Пит Петтигрю остановились на ужин в Малибу. Они делали записи и рисовали схемы на бумажных салфетках. Изменения, возникшие в результате "Конференции в Малибу", были использованы для обновления руководства по тактике и планов технического обслуживания F-4. Они думали, что по мере развития школы она сможет оказывать большее влияние как независимое командование. Но Прингл сопротивлялся. Нехватка ресурсов не была единственной причиной. Имелся и вопрос престижа. Хотя общественность еще не знала о Топгане, многие в ВМС определенно были в курсе, и ВВС тоже обращали внимание. Какое бы командование не "завладело" Школой истребительного вооружения ВМС, она должна была сыграть большую роль в определении направления тактики и подготовки. Ее офицерам суждено было улучшить свою карьеру. Той весной влияние Роджера Бокса на Чика Смита начало давать некоторые надежды. Как и все хорошие лидеры, Чик обычно заставлял людей работать вместе. Он назначил девяностодневный испытательный период, в течение которого Топган будет действовать полунезависимо. В конце него Чик проведет конференцию, чтобы оценить, взлетел ли пробный шар или лопнул. Они закрепили несколько самолетов и людей себе в собственность и двинулись вперед самостоятельно. Роджер справился с девяноста днями без сучка и задоринки. Прежде чем состоялась оценка, он был выбран командовать флотской эскадрильей. Дэйву Фросту пришлось представлять Топган в схватке с "мозговым трестом" Мирамара. Отсутствие Роджера вряд ли могло пойти на пользу делу со школой на этом собрании, на котором неизбежно возникнут споры. Вечером накануне решающей встречи коммандер Прингл вызвал Дэйва в штаб VF-121, где Прингл и его заместитель потребовали от него объявить трехмесячные испытания проваленными, чтобы все могли продолжить дело как обычно. Но Фрост добросовестно подготовился. Он прибыл с множеством данных, показывающих, насколько лучше Топган функционировал, когда он действовал отдельно. Хотя он понимал, что это может навредить его карьере, он стоял на своем, защищая Топган, как ведущий дело опытный адвокат. Встреча закончилась в 9 вечера констатацией разногласия. Все знали, что соберутся на следующее утро, чтобы закончить свои споры, а затем дело будет за кэптеном Смитом. На следующее утро ни одна из сторон не шла ни на какие уступки, и температура росла. Наслушавшись вдоволь, Смит стукнул по столу, ошеломив участников, никогда не видевших командующего авиацией флота в Мирамаре на таком взводе. Смит и его помощник покинули комнату. Спустя, казалось, несколько часов они вернулись, и температура в комнате, как показалось, упала ниже нуля. Потому что был вынесен вердикт: Топган станет отдельным командованием. В Мирамаре состоялся тихий праздник. Я был в походе, и большинство других Первородных братьев тоже разъехались к новым местам службы. До тех пор, пока решение не будет реализовано, инструкторы Топгана будут продолжать исполнять обязанности в RAG. Но теперь школа могла по-настоящему официально конкурировать за операционные ресурсы, людей, самолеты и финансы. Потребуется сильная команда, чтобы собрать все это воедино. В январе 1972 года кэптен Смит подписал приказ. Топган стал постоянным подразделением, появившимся в организационной структуре RAG и соединенным со штабом Чика Смита не пунктиром, а сплошной линией. Это небольшое изменение в организационной структуре имело решающее значение. Внезапно мы получили гарантию адекватного обеспечения кадрами, оборудованием, топливом и средствами на операционные расходы. Наша программа была свободна от своей бывшей головной организации. Роджер Бокс стал первым командиром Топгана, а не "ответственным офицером". Его пребывание в должности было недолгим. Когда он был в срочном порядке переведен на флот, факел подхватил Магс Маккаун. У него были опыт, харизма и талант, чтобы хорошо справиться с этой работой. Но его тоже собирались отправить в Тонкинский залив. С его уходом Дэйв Фрост, выдающийся адвокат Роджера, стал шкипером и служил до тех пор, пока Магс не вернулся с флота и не сменил его. Весной 72-го, после того как президент Никсон возобновил бомбардировки Северного Вьетнама, выпускники Топгана начали подсчитывать победы. К моменту начала операции "Лайнбекер" (Linebacker – Полузащитник) мы выпустили еще несколько наборов и были готовы хоть на медведя, когда воздушная война возобновилась всерьез. Однажды днем Фрости позвонили из Вашингтона. Это был его старый соперник, Дёрт Прингл. Бывший шкипер RAG перешел на влиятельную должность: исполнительного помощника адмирала Элмо Зумвальта, самого начальника военно-морских операций. К предстоящему совещанию Объединенного комитета начальников штабов CNO хотел представить обзор "турнирной таблицы" боев в воздухе. Фрости должен был выступить перед группой ВВС на авиабазе Неллис, чтобы обсудить тактику и организацию, а также продемонстрировать использование нашей программы "агрессоров". По его словам, "Флот собирался ткнуть ВВС в глаз". Дэйв подготовил презентацию новой тактики ВМС. Поскольку он и его ребята совсем недавно занимались пересмотром руководств Топгана, это было довольно легкое задание. Комната была переполнена – очевидно, слухи распространились. Дэйв рассказал, как функционирует Топган, и отметил осторожный подход ВВС в отношении обучения воздушному бою. Все их "собачьи свалки" велись на F-4 против F-4. Ни разу пилот ВВС не видел самолета, имитирующего МиГ. Во время ответов на вопросы он получил немалый отпор. Из глубины комнаты раздалось несколько голосов с акцентом. Так получилось, что среди находящихся по обмену иностранных пилотов в Школе истребительного вооружения ВВС в Неллисе было несколько израильтян. Одним из них был мой друг Эйтан Бен Элияху. Он и его соратник, талантливый интеллектуал Ашер Снир, имевший двенадцать с половиной побед, уже имели прекрасную репутацию. Потеряв терпение, как мне показалось, от всего этого перетирания вопроса, который они считали решенным, один из них встал и высказался по сути: "Мы согласны с флотом!" Это, казалось, более или менее положило конец спору на тот момент. Тем временем до некоторых пилотов ВВС начал доходить смысл. Младшие офицеры осознавали динамизм флотского построения "Свободная двойка" и наступательный потенциал применения "Яйца". В ВВС также начали понимать ценность разнородной боевой подготовки, а также тактику и культуру "Свободной двойки". Синие костюмы быстро учились, и обстановка тренировок стала атмосферой взаимного уважения и здорового обмена идеями. ВВС отправили двух инструкторов из Неллиса полетать в Топган на неделю. Майор Ричард "Муди" Сатер, летавший с нами в Зоне 51, и капитан Роджер Уэллс были опытными тактиками. Двое пилотов провели неделю, летая на переднем сиденье ТА-4, повидав все, от 1 на 1 до 4 на 4. Быстро усвоив нюансы программы Топгана, они вернулись в Неллис, чтобы начать убеждать руководство ВВС передумать. Муди, подобно великому Стиву Смиту, мог продать песок арабу. В конце 72-го, через несколько месяцев после визита в Мирамар, "младшая служба" сформировала свою первую специальную эскадрилью агрессоров, в конечном итоге доросшую до двух дюжин Т-38 "Тэлон" (Talon) и F-5 "Тигр" (Tiger) для имитации самолетов и тактики противника. Перекрестное опыления привнесением тактики Топгана в подготовку ВВС не принесло плодов вовремя, чтобы помочь им исправить ситуацию в войне во Вьетнаме, но была заложена основа для долгосрочных взаимовыгодных отношений. Топган повлияет на разработку истребителя следующего поколения, F-14 "Томкэт". С нами консультировались по требованиям к новым самолетам, а также приобретению вооружения. Но будущее истребительной авиации казалось отдаленной проблемой в 72-м, когда дела в наземных боевых действиях во Вьетнаме обернулись к худшему.
1. С 1 июля 1914 года на кораблях ВМС США, находящихся в плавании, употребление алкоголя официально запрещено. Исключение делалось лишь для незначительного количества спиртного, имевшегося в распоряжении командира корабля для "представительских целей", а также для "медицинского употребления" (прим. перев.) 2. Выпускники Вест-Пойнта, Аннаполиса и Колорадо-Спрингс – академий Армии, ВМС и ВВС соответственно, носят перстни, традиционно вручаемые им перед переходом на старший курс на специальной церемонии, именуемой "Уикенд Кольца" (прим. перев.)
_________________ Amat Victoria Curam
|