ГЛАВА 4
БОЛЬШОЕ НЕБО, МАЛЕНЬКАЯ ПУЛЯ
"61-й и 62-й совершали левый вираж, они были на 180 градусов друг от друга, они описывали круги вокруг района цели, их снайпера вели огонь по людям, и бортстрелки вели огонь по людям. Клифф (Уолкотт, пилот "Супер 61") вышел на связь примерно через 10 или 15 минут и сказал: "Мы тут под очень плотным огнем, давайте поторопимся и посадим этих парней в грузовики". В городской обстановке, при свете дня, над районом можно оставаться лишь определенное время". Старший уорент-офицер 3-го класса Джерри Иззо, "Супер 65".
ВРЕМЯ 1610: "СУПЕР 61" ДОКЛАДЫВАЕТ О РАЗРЫВЕ РПГ НАД ЦЕЛЬЮ; МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ СТРЕЛЯВШИХ ПЕРЕДАНО "БАРБЕРУ" (AH-6).
"Супер" 61 обеспечивал огневую поддержку с воздуха с самого начала задачи. Помимо двух членов экипажа, обслуживающих миниганы, штаб-сержантов Рэя Дауди и Чарли Уоррена, в вертолете находился снайперский элемент в составе четырех человек из "Дельты". Сержант первого класса Джим Смит был старшим снайперской команды. С ним были сержант первого класса Стив Д., медик специального назначения из снайперского отряда, штаб-сержант Дэн Буш и сержант первого класса Джим М. Большинство снайперов были вооружены оснащенными глушителями(1) карабинами CAR15 с коллиматорными прицелами. "Я пользовался 5,56-мм карабином CAR15 с оптикой Aimpoint. У меня также была 7,62-мм винтовка M21 с оптическим прицелом Leupold Ultra 10. М21 была у меня на случай, если меня высадят на крышу для поддержки огнем на дальние дистанции. Дэн (Буш) выбрал SAW, так что у нас была возможность использовать ручной пулемет в случае необходимости", пояснял Джим Смит. Роль воздушных снайперских команд "Суперов" 61 и 62 заключалась в "обеспечении точного огня, если и когда он понадобится наземным силам. Мы кружили против часовой стрелки вокруг здания цели", рассказывал Смит. Нацелившись на человека на земле, снайпера делали серию прицельных выстрелов, чтобы гарантировать попадание: "Не то чтобы вести огонь, когда мы кружили, было сложно, но точность достигалась тем, что стрелок вел плотный огонь по цели. Несколько быстрых прицельных выстрелов". Наряду с огнем снайперов и миниганов, "Блэкхоки" могли участвовать в разгоне толп, используя другую тактику: "Поток от несущего винта был побочным эффектом приближения вертолета к толпе для занятия наилучшей позиции для наблюдения за ней и потенциально обеспечения ведения огня снайперами. Поднятая винтом пыль разгонит толпу – очень некомфортно находиться под потоком от винта, не имея никакой защиты для глаз", говорил Том ДиТомазо. Снайпера также пытались разогнать толпы сомалийцев с помощью нелетальных боеприпасов, как вспоминал Джерри Иззо: "Они бросали светошумовые гранаты, чтобы заставить людей отступить". Один из членов экипажа "Супер 61" заметил под вертолетом стрелка с РПГ, но не мог стрелять по нему, поскольку он опустошил свой миниган и перезаряжался. Снайпер "Дельты" Джим Смит вспоминал: "У бортстрелка с моей стороны, Чарли (Уоррена), кончились патроны в минигане. Я высунулся в открытую дверь, держась одной рукой, так что мог заглянуть прямо под брюхо вертушки. Затем я выстрелил в находящегося там гранатометчика". Эта сцена искажена как в фильме, так и в книге "Черный Ястреб сбит", показывающих, что она непосредственно привела к последовавшему сбитию "Супер 61". На самом деле, как подтвердил Джим Смит, это произошло несколько раньше. Офицеры огневой поддержки и передовые корректировщики на земле, приданные штурмующим и "мелкам" Рейнджеров, запрашивали огневую поддержку как AH-6, так снайперских "Блэкхоков". "Супер 61" был поражен РПГ именно при попытке оказать поддержку "Мелку 1", событие, которое резко изменит ход битвы. Лейтенант Лехнер писал:
... я был занят попыткой опознать боевика, стрелявшего по нам. Я предоставил своему FO заниматься этим, думая, что он выискивает ту же цель, что и я. Снайперская "птичка" ("Супер 61") не смогла опознать стрелявшего, но сделала несколько заходов, ведя огонь из бортового вооружения примерно в том направлении. После первого захода я связался с пилотом, уорент-офицером Клифтоном Уолкоттом, и сообщил имеющуюся у меня информацию о цели. На последующих заходах боевик не был обнаружен, поэтому мы дали отбой и сказали пилоту возвращаться на круг. Однако примерно через минуту снайперская "птичка" появилась вновь, летя с юга на север перед нашей позицией. Внезапно машина резко качнулась вправо, и на мгновение мне показалось, что пилот пытается занять лучшую позицию для ведения огня. Вскоре я понял, что что-то не так, когда заметил, что хвостовой винт перестал вращаться, а машина начала раскачиваться и вращаться… они прилетели, чтобы сделать последнюю попытку высмотреть (боевика), и были подбиты из РПГ.
ВРЕМЯ 1620: "СУПЕР 61" СБИТ РПГ – СОМАЛИЙЦЫ ПРИБЛИЖАЮТСЯ К МЕСТУ КРУШЕНИЯ. КВАДРАТ 24, 16.2/0.7. UTM NH 36142685(2). НАЗЕМНЫЕ СИЛЫ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ 1 ВЫДВИГАЮТСЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ МЕСТА ПАДЕНИЯ. ВЫЖИВШИЕ ВЫБИРАЮТСЯ ИЗ ОБЛОМКОВ – ВС НЕ ГОРИТ. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ШТУРМОВОЙ ГРУППЫ (ПРИБЛ. 7) ЗАКРЕПИЛСЯ НА ПОЗИЦИИ. ДОКЛАД: ЗОНА БЕЗОПАСНА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ MH-6 ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ (2 X KIA, 2 X WIA).
Похоже, "Супер 61" мог направляться поддерживать "Мелок 2" лейтенанта Тома ДиТомазо после того, как не смог обнаружить боевика, беспокоившего "Мелок 1". ДиТомазо рассказывал:
Специалист Томас, мой передовой корректировщик, вызвал "Супер 61", чтобы помочь разогнать большую толпу к северу от нас. "Блэкхок" подходил с северо-востока, когда в него попала реактивная граната. Машина пошла вниз по спирали и рухнула примерно в четырехстах метрах. Специалист Томас, увидев все это, крикнул специалисту Коулману (RTO ДиТомазо), который, в свою очередь, сказал мне, что "птичка упала".
РПГ ударил в узел хвостового винта "Супер 61", разнеся его на куски и отправив вертолет в безудержное вращение, из хвостовой балки валил дым. Джим Смит, старший снайперской команды, находившийся сзади, в грузовой кабине "Блэкхока", вспоминал, что все было "без какого либо предупреждения, за исключением того, что вертолет задрожал, затрясся, а потом начал неконтролируемо вращаться". Старший уорент-офицер Клифф "Элвис" Уолкотт сделал последнее роковое сообщение, когда его вертолет, крутясь, начал валиться на землю: "61-й падает". Нескольким из снайперов удалось распластаться на полу, уцепившись в ожидании неизбежного удара. Смит едва не выпал из бешено вращающейся машины, и в какой-то момент обе его ноги и большая часть туловища оказались за пределами "Блэкхока", когда его развернуло к земле. Он пояснял:
Тогда мы не пользовались страховочными ремнями. У нас был ремень A7A (нейлоновая грузовая стропа), натянутый поперек дверного проема, чтобы мы не выпали. Меня чуть не выбросило из вертолета, когда он вышел из-под контроля. К счастью, ремень оказался у меня подмышкой, пока мое тело было полностью снаружи. Затем я втащил себя обратно внутрь и юркнул за сиденья бортстрелков. Затем я вскарабкался как можно выше на трубчатый каркас сиденья бортстрелка и сообщил по радио, что "Супер 61" сбит и падает.
Пилоты героически пытались отключить двигатели, чтобы замедлить вращение и уменьшить скорость снижения, но высота была мала, и удар о землю был сильным. Находившийся в вертолете С2 Мэтьюс вспоминал: "Нос вошел в стену, укрепленную с другой стороны отходящей от нее другой стеной. Хвостовая балка обвалила стену позади нее. Кабина пилота не проломилась сквозь ту стену, потому что она была укреплена. Так что ее раздавило". Бойкин в JOC "видел, как "Блэкхок" Клиффа Уолкотта закинул нос и вышел из-под контроля… вертушка сделала несколько горизонтальных оборотов, болезненно медленных. Затем "Блэкхок" просто соскользнул с небес, зацепился за край крыши здания и опрокинулся в переулок".
ВРЕМЯ 1622: ДОКЛАД: БОЛЬШАЯ ТОЛПА СОМАЛИЙЦЕВ ПРИБЛИЖАЕТСЯ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ.
Мгновениями позже, когда облако пыли от крушения начало оседать, Мэтьюс передал с вертолета C2 роковое сообщение: "У нас упал "Блэкхок", у нас упал "Блэкхок". У нас в городе разбился "Блэкхок". 61-й, 61-й упал". Старшие уорент-офицеры Клифф "Элвис" Уолкотт и Донован "Булл" Брили погибли на месте, когда нос MH-60 ударился о стену к югу от вертолета, смяв кабину вместе с ними. Члены экипажа и четверо снайперов чудом пережили удар, хотя в результате крушения большинство получили травмы. Вертолет упал в переулок, идущий с востока на запад, в нескольких кварталах к северо-востоку от объекта, кабина пилота была обращена на восток, а его сломанный хвост на запад. Несущий винт в сборе срезало при ударе, но вертолет был в основном цел, что свидетельствовало о мастерстве пилотов и прочности конструкции. "Супер 61" оказался лежащим на левом борту на южной стороне переулка, у подпорной стенки, большая часть которой обвалилась от удара. На объекте несколько операторов и Рейнджеров стали свидетелями попадания РПГ и беспорядочного падения "Супер 61" на землю. Один из штурмовиков, пожелавший остаться неназванным, в беседе с автором вспоминал: "В него попали у нас над головами, мы слышали это, посмотрели вверх и видели, как он рухнул к северу от нас". "Норм" Хутен на крыше здания цели рассказывал: "Я был на восточной стороне здания и увидел, как он начал крутиться, так что я не видел само попадание РПГ, я видел, как машина потеряла управление и разбилась. Из-за построек вокруг мы не видели его после того, как он упал. Он был немного дальше, чем мы думали". "Мы собирались уходить – я слышал сообщение: "Подготовиться к эвакуации", как раз в тот момент, когда сбили "птичку", говорил Том ДиТомазо, находившийся на северо-восточной блокирующей позиции. Один из Рейнджеров "Мелка 3" Тима Уотсона, рядовой первого класса Дэвид Флойд, всего несколько минут назад впервые стрелявший из своего SAW в реальном бою, лично видел попадание РПГ в вертолет. Он утверждал: "Супер 61" летел над головой, ведя огонь. И тогда я заметил РПГ, увидел, как РПГ попал ему в хвостовую балку". Его сержант Рэнди Рамалья добавил:
Казалось, он так и не выйдет из разворота. Он просто продолжал, продолжал и продолжал. И это было как в замедленной съемке. Я просто помню, что эта "птичка" вращалась, потеряв управление. Видеть, как его сбивают, было как: "Эй, погодите!". Ну, вы знаете, "это не… это не должно так быть". Знаете, "мы американцы… это мы тут определяем условия игры".
Пилот "Супер 64" Майк Дюрант заметил: "Когда "Супер 61" упал… Это изменило все".
ВРЕМЯ 1624: MH-6 ПРИЗЕМЛИЛСЯ НА МЕСТЕ КРУШЕНИЯ – "СУПЕР 62" ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИКРЫТИЕ – ДОКЛАДЫ О ПРИСУТСТВИИ ГРАНАТОМЕТЧИКОВ В РАЙОНЕ ЦЕЛИ – "БАРБЕР" (AH-6) НА ПОДХОДЕ.
Одним из первых на катастрофу отреагировал Карл Майер на "Звезде 41". После того, как они высадили своих штурмовиков вокруг цели, MH-6 покинули пространство над районом боевых действий и строем перелетели в пункт ожидания к северу от города. Майер пояснял:
Весь город был примерно 6 на 12 километров, так что он довольно маленький. С северной стороны города у нас была база снабжения под названием база "Меч", и у них была куча морских (Conex(3)) контейнеров, сложенных штабелями. Я обнаружил, мы можем посадить мое звено на них, и я смогу видеть весь город. Вот там мы и были после высадки.
Его "Маленькие птички" ждали с вращающимися винтами: "Все, что мне нужно было сделать, это потянуть шаг-газ, и я сразу же смогу подняться в воздух". MH-6 были наготове на случай, если они понадобятся, чтобы вывезти штурмующих и их пленных. Также они ожидали и других непредвиденных обстоятельств. Майер продолжил:
Если им потребуется быстрый "кежэвак"(4) (эвакуация раненых), то мы могли бы это сделать, хотя у нас не было с собой (на борту) медиков, так что это не было нашей первоочередной задачей. Я услышал вызов первым. "Суперы" 61 и 62 оба выполняли ту задачу. Я услышал сообщение о том, что "Супер 61" сбит и падает. Я взглянул в том направлении и увидел, как он вращается, и увидел, как он шел вниз, но он исчез за постройками. Я знал, где он, и он был, может быть, в миле от меня. Так что я сразу же взлетел и направился туда. Это просто интуитивная реакция. Я направился туда, и, если честно, думал, что все мое звено пойдет со мной. Думаю, они стартовали, но когда я приблизился к сбитому борту, полковник Мэтьюс вызвал меня и сказал, что мне нельзя идти туда. Полагаю, он не хотел рисковать еще одной вертушкой. Я еще не нашел вертолет. Я отчаянно метался в поисках его и тянул время. В конце концов, я ответил (Мэтьюсу) и сказал: "Я уже там". Признаю, что сказал это, хотя на самом деле еще не был. Так что он ответил и сказал: "Окей, только один" или что-то в этом роде. Думаю, это был примерно тот момент, когда остальная часть моего звена повернула назад, и мы были сами по себе.
У здания цели была немедленно проведена подготовка к пешему выдвижению к месту крушения. Курт Смит был проинструктирован командиром своей команды "Нормом" Хутеном: "Норм" проинформировал команду: "Вертолет разбился, нам нужно обезопасить место". "Где это?" спросил я. "Норм" махнул на северо-восток: "Где-то там". Я был достаточно разумен, чтобы не спрашивать больше подробностей. Их просто не было, и в любом случае они не имели непосредственного значения. Мы были непревзойденными в адаптации к неизвестному". Гэри Кини пояснял:
Как только эта "птичка" упала, вскоре после этого "Скотти" Миллер повернулся к Мэтту Риерсону и сказал: "Мэтт, ты с Командой "C" и двумя снайперами (из 3-го отряда) хватаете этих 24 пленных, отправляетесь в колонне и отвозите этих парней обратно на аэродром. Остальные выдвигаются в пешем порядке к месту падения и обеспечивают безопасность этого места". Это почти дословно.
Джерри Иззо вспоминал: "Мы ломали себе головы, прикидывая: "Могут ли они добраться до пустыря, могут ли они добраться до крыши, а мы приземлимся и вытащим их оттуда?" Они знали, что район слишком горячий, чтобы отправлять туда вертолеты". "Сержант Джо Томас, мой передовой корректировщик, он был на связи с "Супер 61", когда их сбили. Он вызывал их для наблюдения за большой толпой, которая собиралась к северу от нашей позиции. Когда "птичку" подбили, она пошла вниз и разбилась, толпа тоже видела это и начала бежать к "птичке", вспоминал Том ДиТомазо. "Вескамовские шарики"(5) на вертолетах OH-58D вели прямую видеотрансляцию Биллу Гаррисону в JOC. В ней они видели, что двоим из находившихся на борту снайперов "Дельты", сержанту первого класса Джиму Смиту и штаб-сержанту Дэну Бушу, каким-то образом удалось самостоятельно выбраться из-под обломков. Мэтьюс на вертолете C2 видел "парня, вылезающего из обломков "Супер 61", одного из операторов, находившегося сзади, и занявшего оборонительную позицию на углу здания, чтобы защищать место падения. И это произошло примерно через 30 секунд после крушения". В искалеченном "Супер 61" Джим Смит пришел в себя. Получив сотрясение мозга, он, однако, обдумывал приоритеты:
Моей основной проблемой было то, что мы сразу же оказались под огнем противника. Дэн покинул обломки почти сразу, и я хотел выбраться наружу, чтобы помочь ему защитить наших товарищей, все еще остававшихся среди обломков. Сначала у меня случилась перепалка с Джимом М. по поводу того, насколько он в порядке и соображает, поскольку он получил серьезную травму головы. Поначалу Джим М. был несколько не в себе, возможно, секунд 8-10, но затем он полностью пришел в сознание и начал руководить действиями на месте.
Штаб-сержант Дэн Буш, служивший Рейнджером в роте "Браво", прежде чем пройти курс отбора оператора "Дельты", первым выбрался из-под обломков и немедленно открыл огонь из своего SAW по сомалийцам, уже рвавшимся к месту крушения. Из своих тренировок Буш знал, что открытый им огонь чрезвычайно важен в эти первые мгновения, чтобы замедлить продвижение противника и дать группе CSAR в "Супер 68" шанс высадиться и обеспечить безопасность места крушения. Буш и Джим Смит переместились на небольшое расстояние к перекрестку западнее места крушения, чтобы успешнее стрелять по сомалийцам, стекающимся в сторону "Супер 61": "Сначала Дэн и я, а чуть позже (сержант первого класса) Стив Д. заняли оборонительный периметр. Действия Дэна спасли нам жизнь, он быстро отреагировал и подверг себя опасности, чтобы защитить нас в первые моменты, пока мы разбирались с последствиями аварии". Вскоре Смит поразил цели: "Сначала я пристрелил двоих, которыми занимался Дэн, а затем еще четверых…" Расстреляв из своего SAW большое количество противника, Дэн Буш был ранен в живот ниже бронежилета и рухнул у стены. Медик "Дельты", сержант первого класса Боб М., позже рассказывал: "Один из выживших немедленно вступил в бой с сомалийцами, вел прицельный огонь и убил порядка десяти из них, прежде чем упал, смертельно раненый, пораженный в таз и живот". Бойкин наблюдал из JOC: "Один из мониторов "Уэст-кам" (sic) показывал переулок. Я видел двух человек, выбравшихся из-под обломков, спотыкавшихся и дезориентированных. Их сразу же прижали огнем к обломкам. Я видел, как оператор "Дельты" Дэн Буш отстреливался. Сомалийцы валились замертво в переулке, но перед этим один из них выстрелил в Буша. Он схватился за живот и свалился на землю". Джим Смит вспоминал: "Дэн получил одно огнестрельное ранение, чему я не был свидетелем, в область таза, и был без сознания, когда я добрался до него. Дэн лежал за небольшим укрытием, поэтому я оставил его там до тех пор, пока не смогу вытащить. Дэну ничего не угрожало, скажем так". Затем самого Смита едва не зацепило огнем своих:
Наш вертолет-напарник ("Супер 62") едва не убил меня огнем из минигана. За пулеметом был мой друг, он увидел Дэна, лежащего на улице. Он увидел мою винтовку, торчащую из-за угла, и начал стрелять по мне из минигана. Я помню, как услышал гул минигана, и потолочная плитка дождем посыпалась мне на голову. Позже в госпитале мой приятель сказал мне, что чуть не убил меня. В тот момент я забыл об этом. По мере движения вертолета он увидел, что это моя винтовка и я, и когда узнал, что это я, то тут же убрал руки со спуска.
Несколько мгновений спустя Смит был поражен огнем противника:
В меня попали через несколько минут после начала событий, я был единственным человеком, оборонявшим место крушения, поскольку Дэн (теперь) был ранен и без сознания. Нападавший, который вышел из-за передней части вертолета, дал длинную очередь из АК и попал в меня одной пулей. Я получил всего одно огнестрельное ранение в левое плечо. Затем я застрелил его.
Сержант первого класса Стив Д. к этому моменту также выбрался из-под обломков, несмотря на сотрясение мозга и тяжелую компрессионную травму спины. Смит вспоминал, как Стив Д. добрался до него, чтобы обработать его огнестрельное ранение:
После того, как меня подстрелили, я увидел Стива, он осмотрел мою рану на плече, а затем занял позицию охранения. (Помимо моего CAR15) у меня была полуавтоматическая винтовка M21, (но) я не использовал ее, а Стив воспользовался ею, поскольку его 5,56-мм боеприпасы подходили к концу. После крушения она осталась среди обломков, позже Стив достал ее и использовал – он держал винтовку за пистолетную рукоятку, так как приклад был сломан".
В этот момент "Маленькая птичка" Карла Майера, "Звезда 41", появилась над ними, и сразу же приземлилась. Майер пояснил:
Мы пролетели над ним ("Супер 61"), думаю, мы сделали один круг вокруг него, а затем очень быстро приземлились, наш хвостовой винт едва выступал на перекресток. Мы приземлились на улице, перпендикулярной той, на которой они разбились. Я не мог видеть их машину после того, как мы приземлились, но она была слева сзади от меня. Я видел, что два парня выбрались с места крушения, и они заняли блокирующие позиции на углах, так что они были справа сзади от меня (Буш и Смит), и был еще один парень, который был слева сзади, и я махал ему – его лицо было опухшим и окровавленным. Я пытался подозвать его, чтобы он подошел к вертушке, а он просто отрицательно покачал головой, он не подошел, потому что указал себе за спину и постучал по голове, что означало, что там были еще люди. Так что он не пришел.
Человеком с опухшим лицом был сержант первого класса Джим М., третий из снайперов "Дельты" на борту "Супер 61". Джим Смит вспоминал: "Я не видел Джима М. снаружи вертушки. Думаю, он пытался вытащить из обломков вертолета членов экипажа и проверить, что с пилотами". Несмотря на тяжелые ранения, Джим М. останется на месте крушения, чтобы защитить вертолет, пока Рейнджеры и группа CSAR не смогут прибыть, чтобы обезопасить место. "Он остался и участвовал в осаде всю ночь. Он был храбрым парнем, ему явно было тяжко, но он остался там", говорил Майер. "Им больно, но они двигаются и стреляют. У меня просто не хватает слов, чтобы говорить об этих парнях. Они настоящие профессионалы – я никогда не работал ни с кем, подобным им. Они делали то, что должны были, пытаясь обеспечить безопасность места крушения". "Звезда 41" оказалась под огнем на подходе, а теперь, когда они были на земле, этот огонь усилился, хотя, к счастью, по большей части был крайне неточным. Майер продолжал:
Огонь по нам был сильным, они высовывали головы через стены и из-за углов. Ну, вы видели такое, когда непрофессиональный боевик поднимает винтовку, высовывает ее над головой и просто начинает поливать? Я имею в виду, что такого там было много. Все, что у меня было, это мой MP5 (пистолет-пулемет), я открывал ответный огонь, когда видел их, но по большей части мы просто сидели на земле и ждали, пока кто-нибудь подойдет к машине. Становилось похоже, что этого не произойдет, и я готовился принять решение.
"Я застрелил пару парней, которые обегали меня слева спереди. Первый парень, он появился из-за угла, он был, наверное, метрах в пятидесяти от меня, у него была винтовка, это был АК, он был у него на уровне пояса, он просто нажал на спуск и принялся махать им. Я буквально закрыл глаза, и когда у него кончились патроны, я подумал: "Окей, я в порядке", и я пристрелил его. Это было довольно страшно". Майер был довольно критичен в отношении собственной меткости: "MP5 делал свое дело. Я потратил много боеприпасов – я не слишком хороший пехотинец, так что я выпустил много пуль!" У каждого из MH-6 в заднем отсеке обычно был модифицированный "дельтой" SAW M249, которым пользовались штурмовики. После того, как операторы спешивались со скамей, SAW оставался у экипажа, который мог использовать его в чрезвычайной ситуации, подобной той, с которой теперь столкнулись Майер и Джонс. Майер пояснял:
Он был в грузовом отсеке, и, должен признать, я забыл, что он там! Позже я вспомнил об этом и подумал: "О чем я думал? Я мог бы схватить SAW!" Я сказал (второму пилоту) Киту: "Где они?" а он поворачивается и говорит: "Окей, одного из них (Буша) подстрелили, и он лежит на перекрестке", и он (Кит Джонс) сказал мне: "Мне нужно выйти, могу я выйти?" Я ответил: "Ну, если нужно, но поторопитесь!" Так что он вышел и побежал туда. Тем временем Дэна Буша подстрелили, и Джим Смит подобрал Дэна, взвалил на плечо, и понес к вертушке, и тогда подстрелили и его.
Позже в медицинском заключении указывалось, что "сержант Джим Смит получил сквозное ранение в мякоть левого плеча (под его кевларовым жилетом)". Несмотря на попадание, Смиту с полубессознательным Бушем удалось пробиться к "Звезде 41". Кит Джонс находился возле машины и стрелял из своего 9-мм пистолета M9 Beretta по приближающимся сомалийцам. Майер вспоминал, как смотрел на Джонса, перестреливающегося с сомалийцами:
Бегая там, он был похож на Джеймса Бонда! В какой-то момент он вернулся к машине, и мы обменялись боеприпасами – я использовал много магазинов к MP5, а ему было нужно больше патронов к пистолету, так что мы обменялись. Делая это, мы просто смотрели друг на друга и ржали, как бы говоря: "Да что это мы делаем!"
Полковник Мэтьюс в "Блэкхоке" C2 все это время отчаянно призывал Майера вывести "Звезду 41" из опасной зоны. Майер рассказывал:
Я сказал ему: "Я не могу, моего второго пилота нет на месте, а я не уйду без него". Он просто сказал "Ох!" Полагаю, наверху, в "птичке" С2, он мог видеть надвигающиеся толпы, и что в этот момент Кит вне машины, и я уже перестреливаюсь из кабины с какими-то парнями за углом, и он сказал мне, что я должен убираться оттуда.
Смит пытался справиться с Бушем:
Когда "Маленькая птичка" приземлилась, я выбежал, схватил Дэна и потащил его к "птичке". Сначала я пятился, волоча его обеими руками. Но меня обстреляли, поэтому мне пришлось стрелять в нападавшего вдоль улицы, и затем я потащил его одной рукой, и стрелял из винтовки другой. Оказавшись возле "Маленькой птички", я попытался загрузить его, но не смог из-за веса его и его снаряжения, и моего раненого плеча, и уронил его возле самой двери.
Благодаря своей рации Motorola Джим Смит знал, что наземные силы Рейнджеров приближаются к их местонахождению, и решил держаться, помогая оборонять периметр, пока они не прибудут: "Я ожидал, пока Рейнджеры не прибудут к нашему местонахождению, чтобы отправиться в госпиталь с Дэном. Дэн был погружен, а я находился снаружи, пока не прибудут Рейнджеры. Других тяжелораненых, нуждавшихся в эвакуации, не было". Майер сообщил:
Кит затолкал назад Дэна, а затем Джима, и мы могли вытаскивать их оттуда. Когда мы посадили его (Дэна) назад, он выглядел плохо. Я очень переживал за него. Едва увидев его, я подумал, что мы должны доставить его в MASH(6). К сожалению, Дэн не выжил, но Джим смог.
"Мелок 2" Тома ДиТомазо был ближе всех к месту крушения, и молодой лейтенант немедленно связался с капитаном Стилом, чтобы запросить разрешение выдвигаться к "Супер 61". У Стила по-прежнему не было связи с "Мелком 4" Эверсмана из-за постоянных проблем с их рациями и он, по всей видимости, был заинтересован в удержании блокирующих позиций до тех пор, пока все они не смогут выдвинуться к месту падения как единая группа. После некоторой дискуссии Стил договорился с ДиТомазо о компромиссе. Он разделил свой "мелок" на две части, оставив одну на месте, чтобы удерживать северо-восточную блокирующую позицию, в то время как он лично повел вторую половину к месту крушения. ДиТомазо рассказывал:
В это время ко мне подошел штаб-сержант Юрек. Я велел ему держать его группу на блокирующей позиции. Я взял расчет M60 специалиста Нельсона и группу штаб-сержанта Ликополуса, в общей сложности восемь человек, и начал движение к месту крушения. Когда мы побежали, я отметил, что толпа к северу от нас тоже видела падение. Они следовали параллельно нам с тем же намерением: добраться к месту крушения первыми.
"Мелок 2" сорвался с места на максимальной скорости, двигаясь сначала на север, затем свернув направо, на восток, мимо стоянки, которую они зачистили ранее. Прорываясь сквозь вражеский огонь со всех направлений, они пробежали три квартала, пока, наконец, не вырвались на Марехан-роуд, чтобы двинуться к месту крушения. ДиТомазо столкнулся с неожиданным зрелищем. Он рассказывал:
Казалось, что стреляли из каждого окна и из каждой двери. Когда мы сделали последний поворот, я был потрясен, увидев, что "Маленькая птичка" приземлилась на улице сразу за сбитым вертолетом. Пули рикошетили от стен и земли со всех направлений. Когда я наткнулся на два трупа, я увидел, как один пилот стреляет из своего оружия изнутри кабины, удерживая машину другой рукой, лежащей на ручке управления. Он направил свое оружие в нашу сторону, пока не понял, что это были мы. Я похлопал себя по голове, запрашивая численность, стандартный визуальный сигнал Рейнджеров; он отрицательно покачал головой… Для меня это означало, что не все люди с места крушения находятся с ним. Я видел, как он посадил в вертолет двух человек. Несколько лет спустя Карл сказал мне, что не знал, что означает этот сигнал, и поэтому просто помотал головой!
Майер был столь же удивлен появлением ДиТомазо. Он говорил:
К этому моменту, я думаю, мы были (на земле) чуть меньше десяти минут, где-то от семи до десяти минут. Я не мог представить, что это так долго. Казалось, прошел час! Казалось, все замедлилось, и при этом очень сфокусировалось. Пока все это происходило, я стрелял в парней, которые выбегали из-за угла и стреляли в меня. Я высовываюсь из двери и стреляю в этих парней, а потом смотрю направо, и там из-за другого угла появляется лейтенант ДиТомазо!
Прибытие "Мелка 2" едва не закончилось стрельбой по своим. Никто не сообщил "Звезде 41", что Рейнджеры уже в пути, и внезапное появление ДиТомазо и его людей удивило Майера настолько, что, заметив движение краем глаза, он вскинул свой MP5, готовый стрелять:
У меня не было никаких проблем с тем углом (правая сторона или юго-запад), поэтому я повернулся и уже собирался стрелять в него через правое лобовое стекло, когда я узнал "кевлар" (шлем). Он поднял руки, его глаза реально вытаращились, потому что он знал, что вот-вот случится! Он постучал по своему шлему, запрашивая количество (как позже понял Майер), поэтому я пожал плечами и указал налево назад, чтобы дать ему направление. Я был очень рад их видеть, скажу я вам! Итак, мы загрузили Джима и Дэна, и вылетели, мы должны были доставить их в JMAU (Объединенную усиленную медицинскую бригаду, полевое хирургическое подразделение JSOC под управлением "Дока" Марша), но когда я увидел Дэна, я принял решение везти его в госпиталь в комплексе ООН, потому что у них там был настоящий MASH. Итак, мы отправились туда, приземлились, к нам вышли врачи, и Кит вылез наружу и помог достать Дэна и Джима. Бывший у них главным полковник подошел ко мне и спросил: "Что происходит?" Я сказал: "Там будет много всякого".
Мужество, проявленное Майером и Джонсом, было поразительным. Майк Дюрант отмечал, что это была целиком и полностью идея Майера, отправиться туда и оставаться на земле так долго: "Он был командиром своей машины, и это было его усмотрение делать то, что он считает правильным в такой ситуации. Я всегда считал, что действия Карла в тот день были, по крайней мере, достойны представления к Медали Почета Конгресса".
ВРЕМЯ 1631: MH-6 ЭВАКУИРУЕТ 2 X WIA С КРУШЕНИЯ.
ДиТомазо продолжал:
Когда та "Маленькая птичка" взлетела, мы пробежали под ней, и один из членов экипажа (вероятно, Чарли Уоррен) стоял посреди улицы, закрывая лицо руками, и все его лицо было в крови, а сомалийцы избивали его палками. Мы отпихнули сомалийцев от этого парня, схватили его и отвели к месту крушения. Другой член экипажа сидел у стены, и, похоже, у него была травма спины. Сомалийцы прыгали по всему вертолету. Оба пилота все еще находились внутри вертолета, и (тело) Клиффа Уолкотта оказалось зажато. Мы вытащили (тело) Донована Брайли (второго пилота) наружу. Сначала мы просто дрались с сомалийцами, пытаясь согнать их с вертолета.
Пока его люди занимали территорию, ДиТомазо по радио отдал сержанту Юреку, командующему частью его группы, оставшейся на блокирующей позиции, приказ выдвигаться на соединение к месту крушения, следуя тем же маршрутом, что и он. На объекте штурмовая группа планировала присоединиться к людям ДиТомазо на месте крушения. Оператор "Дельты" пояснял: "Из тренировок на случай непредвиденных ситуаций мы знали, что будем выдвигаться к месту катастрофы в пешем порядке и обеспечивать безопасность погибших и раненых, мы знали, что эти сомалийские боевики сделают с их телами, так что это было центром внимания".
ВРЕМЯ 1626: GRF №1 ВЫДВИНЕТСЯ НА МЕСТО ПАДЕНИЯ СО ШТУРМОВОЙ ГРУППОЙ И PC; ПЕРЕМЕЩЕНИЕ №1 К МЕСТУ КРУШЕНИЯ ПРИМЕРНО К 1635. PC СЛЕДУЮТ ОБРАТНО В РАСПОЛОЖЕНИЕ TF "РЕЙНДЖЕР" НА 5-ТОННИКЕ С ХАМВИ В ОХРАНЕНИИ. ЗАПРОС ПОМОЩИ QRF; QRF ПРИБЫТЬ НА СОЕДИНЕНИЕ В РАСПОЛОЖЕНИЕ TF "РЕЙНДЖЕР".
На объекте Майк Мозер все еще загружал грузовики. Он говорил:
Точно не помню, как я узнал про "Супер 61", полагаю, я получил сообщение в (радио) сети штурмовой группы. Я почти уверен, что это передавали, однако во время, последовавшее за зачисткой цели, большинство из нас собрались во дворе, и командиры команд долго общались с глазу на глаз с командиром наземных сил (Миллером), окончательно уясняя ситуацию и формулируя план выдвижения к месту крушения. В это время я был занят тем, что с несколькими другими парнями пытался погрузить наш груз – различных задержанных, взятых на объекте (обозначенных кодовым наименованием "драгоценный груз") – в кузов грузовика в переулке возле двора. Именно в этот период мне стало определенно известно о 61-м и предполагаемом пешем выдвижении к его местонахождению. Автоколонна, в которую входил грузовик, в который я только что погрузил задержанных, попытается доехать до этого места по другому маршруту. В относительно короткий срок мы начали выдвигаться переулками к 61-му. Это был период, в который, как я помню, интенсивность огня увеличилась – это было особенно заметно, когда я совершал вылазки на улицу, чтобы загрузить грузовики. Казалось, колонна машин привлекала большое внимание.
Капитан "Дельты" Скотт Миллер отдал четкий приказ своим людям: "Окей, мы выдвигаемся. Найдите место крушения и займите его". Другой оператор отмечал: "Скотт М. (Миллер) в то время был оперативным офицером эскадрона и исполнял обязанности командира наземных сил. Он организовал штурмовую группу и направил ее на восток в сторону места крушения". "Норм" Хутен, на тот момент пятилетний ветеран "Дельты", отмечал:
Мы тренировались перед отправкой в Могадишо… и в ходе этих тренировок случилось так, что у нас упала одна из машин… и вот тогда мы придумали план, согласно которому мы немедленно выдвинемся к месту крушения в пешем порядке. Не на машинах, потому что на них мы не сможем двигаться по узким улицам. Мы ("Дельта") понимали сущность плана. "Дельта" била вертушки на всех операциях, в которых мне довелось участвовать! Самая первая задача в Иране (операция "Орлиный Коготь"), они побили "птичек". Разбитые "птички" на Гренаде. Мы разбили одну в Панаме. Разбивали их в войне в Персидском заливе, разбивали в Сомали, так что мы привыкли отправлять группы и проводить поисково-спасательные мероприятия. Это не было для нас чем-то новым, потому что, к сожалению, мы были знамениты тем, что били вертушки!
Тут впервые несвоевременно проявилось неизбежное трение Клаузевица(7) или "туман войны", так или иначе возникающее в каждом сражении. После того, как Том ДиТомазо с половиной своего "мелка" двинулся к месту крушения, он ожидал, что занимающий ближайшую блокирующую позицию "Мелок 4" под командованием сержанта Мэтта Эверсмана, находившийся непосредственно к северу от них, будет двигаться к "Супер 61" параллельно "Мелку 2". ДиТомазо пояснял порядок действий:
Намерение состояло в том, чтобы мы двигались вместе, обеспечивая взаимную поддержку каждой позиции. Представьте прямоугольник с севером наверху. В правом нижнем углу будет "Мелок 1" с лейтенантом Перино и капитаном Стилом. В правом верхнем углу "Мелок 2", где был я. В верхнем левом углу будет "Мелок 4" с Эверсманом. А в нижнем левом углу – "Мелок 3" с сержантом первого класса Шоном Т. Уотсоном. Если представить, как весь этот прямоугольник движется вправо или на восток, это будет то, что мы отрабатывали, и то, чего я ожидал. "Мелок 2" пошел к месту падения, мы шли на восток, к месту крушения, наперегонки с толпой. Я ожидал, что "Мелок 4" последует за мной, потому что перед выходом я связался с сержантом Эверсманом по рации и сказал: "Вы меня видите? Я бегу по этой дороге", и он ответил: "Роджер"(8). Мы все были под сильным огнем противника. Я знаю, что полковник Макнайт и штаб-сержант Эверсман сделали все возможное, чтобы добраться до места крушения, но это просто не сработало.
На долю "Мелка 4" сержанта Эверсмана, вне всякого сомнения, досталась львиная доля огня противника, и к этому моменту у него было несколько раненых. Противник пытался подавить их с трех разных направлений, особенно с северного, которое, как уже отмечалось, было основным путем подхода подкреплений противника. Эверсман вспоминал, как он узнал о сбитии "Супер 61":
Представьте себе двух рейнджеров за машиной, смотрящих на восток. (Специалист) Дэйв Дьемер – мой стрелок SAW, ведет огонь на восток, я стою на коленях рядом с ним за этой машиной, и Дэйв поворачивается ко мне и говорит: "Только что разбился "Блэкхок". Я ничего не слышал по радио, ничего не знал об этом. Я взглянул в восточном направлении, это было слишком далеко, чтобы я мог однозначно сказать: "Это вертолет", но я просто помню эту большую груду обломков. Помню, что разглядел вдалеке черный шлем – там кто-то был. Я сказал: "Эй, между нами плохие парни, так что внимательно следите за своим огнем, вы же знаете, что мы не хотим, чтобы здесь случилось братоубийство (огонь по своим)". Проблема в первую очередь заключалась в том, что между моей позицией и целью (местом крушения) был противник, так что бежать прямо по этому переулку было своего рода самоубийством, поэтому (моей) второй мыслью было: "Как бы нам это обойти?" Я помню, как поговорил Джимом Тельшером и спросил его, сколько у него ВВ, C4 (пластиковой взрывчатки), потому что была мысль, что, может быть, мы сможем пробиться, может быть, мы сможем добраться туда, пройдя напрямую, взрывая стены, через дом и несколько дворов. К сожалению, у него было очень мало взрывчатки. Может быть, мы могли бы пройти квартал на север, потом пару кварталов на восток и подойти оттуда. Все это были идеи того, как нам двигаться, не вступая в драку лоб в лоб с плохими парнями. Я пытался осмыслить их, что, когда подтянулся (полковник) Дэнни Макнайт.
ДиТомазо вспоминал неразбериху, отмечая, что Макнайт намеревался переместить все GRF вместе с "мелком" Эверсмана на место крушения:
Полковник Макнайт, командир батальона, оказался в тот день с машинами потому, что командир того взвода (лейтенант Ларри Мур) был на сопровождении колонны, когда в JOC дали старт операции. Поэтому он не был с машинами на изначальной высадке. Когда была сбита первая "птичка", полковник Макнайт был там с Мэттом Эверсманом, и полковник Макнайт принял решение погрузить "Мелок 4" в Хамви и пятитонные грузовики вместо того, чтобы выдвигаться пешим порядком.
Эверсман добавил:
Макнайт подъехал со своей колонной, и бывшим с ним Дэном Шиллингом. Они подобрали наши спусковые канаты, которые все еще валялись там, а также забрали наших раненых парней. Я помню, как сказал: "Сэр, мы выдвигаемся к месту крушения, прямо на восток по этому переулку", и его слова, я не могу вспомнить дословно, были: "Ну, мы тоже идем к месту крушения, прыгайте на борт, и мы поедем туда". Ну а я: "Окей, он командир батальона, это имеет смысл, у него есть связь со всеми". В тот момент, хотя это было не так, но я предполагал, что Могадишо, как и любой другой город, имеет регулярную структуру. Квартал вверх, повернуть направо, проехать два квартала, затем снова направо, и мы будем прямо там. Я ни на секунду не задумывался, что мы не сможем сделать это. Итак, мы все погрузились в их колонну и начали движение к месту крушения. Я предполагал для себя, что поскольку здесь командир батальона, я следую за боссом. В то время я не думал: "Вот дерьмо, ехать по этому переулку с плохими парнями по обе стороны, пожалуй, тоже плохая идея", так что идея сесть в его машины, чтобы ехать туда, имела смысл. Особенно с нехваткой шести парней.
В то время как "Мелок 4" находится на борту GRF Макнайта, остальные блокирующие элементы и штурмующие двинулись к месту крушения пешком, предварительно ликвидировав периметр вокруг объекта. Их маршрут должен был вести прямо на восток от цели. Команда "F" "Норма" Хутена двигалась в голове. Он рассказал:
Команда "C", команда Мэтта Риерсона, была назначена сопровождать пленных на базу, поэтому мы разделили штурмовую группу. Мы отправили одну команду ("С") обратно с пленными, а остальные пошли на место крушения. Это были Команда "F", Команда "E", Команда "B" и "Альфа" (Команда "А"). Команда "G" была со "Скотти" Миллером, но они двигались вместе с нами. Мы шли по улице, Команда "F" впереди справа, а Команда "Эхо" слева.
Они миновали четыре-пять кварталов на восток, пока не дошли до Марехан-роуд. На перекрестке они повернули налево и направились по Марехан на север, к месту крушения. Хутен вспоминал силу огня противника, когда они пересекали перекрестки, ставшие "смертельными воронками":
Капитан Стил и блокирующий элемент ("Мелок 1") были в центре, а позади были команда Эрла Филлмора, Команда "Альфа" и (потом) Команда "В". Двигаться по этой улице было довольно тяжелым делом, мы действовали огнем и маневром – стреляя и перемещаясь, и одновременно получали указания с вертушки, которая пыталась вести нас в к сбитой машине. Всякий раз, когда мы пересекали перекресток, мы видели их и стреляли. Они стреляли из-за углов, бежали на звук выстрелов, добегали до перекрестка и выпускали магазин. Все они сходились в одной точке (месте крушения).
Его товарищ по Команде "F", Курт Смит, подробно описывал пешее продвижение:
Мы двигались колонной по обеим сторонам улицы. Перемещаясь по улице, мы использовали все возможные укрытия, но все равно несли потери. Мы слышали свист пуль, летящих вдоль улицы, но очень редко могли увидеть самих стрелков. Часто сомалийцы просто высовывали оружие из-за угла и расстреливали магазин примерно в нашем направлении, не целясь. Я видел, как в Рейнджера по ту сторону улицы попали, и он упал. Это вызывало отчаяние, потому что казалось, что стрелять не во что, не было явных позиций противника, которые нужно было подавить.
В то же время вторая половина "Мелка 2" ДиТомазо под командованием сержанта Юрека двигалась пешком по тому же маршруту, которым несколькими минутами ранее воспользовался ДиТомазо. Они преодолели обстрел как в тире в большой аллее рядом с парковкой, чтобы выйти на Марехан-роуд, и быстро соединились с ДиТомазо, который со своим RTO к этому времени сидел позади зеленого автомобиля Fiat. Значительно отходя от реальности, в фильме "Черный Ястреб Сбит" два члена "Мелка 2", пулеметчик M60, специалист Шон Нельсон и стрелок SAW, специалист Лэнс Тумбли, были показаны в почти комической ипостаси, напуганные тем, что их случайно бросили, и самостоятельно продвигающиеся через город к месту крушения. Этого просто не было. По факту Нельсон ушел с ДиТомазо в первой группе, а Тумбли выдвигался с Юреком и остальными членами "Мелка 2" после получения приказа ДиТомазо.
1. Да, я знаю, что с технической точки зрения "сапрессор" – это, мягко говоря, не совсем то, что у нас принято именовать "глушителем". Но писать каждый раз "прибор малошумной стрельбы" – увольте. В конце концов, не Техническую энциклопедию Макгроу-Хилла перевожу… (прим. перев.) 2. Зона по универсальной проекции Меркатора. Довольно странно, похоже, координаты навраны. 36-я зона UTM, это Оман вообще-то… (прим. перев.) 3. Производное от Container Express – обозначения контейнера стандартизированного размера. Впервые такие контейнеры размером 8 х 6 х 6 футов (2,59 х 1,91 х 1,91 м), сначала деревянные, а затем и металлические, были применены для транспортировки и хранения расходных материалов во время войны в Корее. В настоящее время в американском военном сленге термином "Конекс" обозначаются все виды морских контейнеров стандарта ISO (прим. перев.) 4. Основное отличие "кэжевака" (CASEVAC – casualty evacuation) от "медэвака" (MEDEVAC – medical evacuation) заключается в том, что для второго используется специализированное транспортное средство, имеющее на борту как минимуму одного специально подготовленного медицинского специалиста. Для "кэжевака" используется любой транспорт, имеющийся в наличии или оказавшийся поблизости (прим. перев.) 5. Жаргонное наименование оптико-электронной системы по названию фирмы-производителя (Wescam) – канадской фирмы, специализирующейся на разработке и производстве гиростабилизированных систем визуального наблюдения. В 2002 году фирма была приобретена холдингом L3 Technologies (прим. перев.) 6. Передвижной армейский хирургический госпиталь (MASH – Mobile Army Surgical Hospital) (прим. перев.) 7. Под "трением" Клаузевиц подразумевал совокупность действий противника, превратностей войны и психологических особенностей подчиненных, оказывающих сопротивление полководцу, пытающему двинуть свою военную машину в нужном ему направлении (прим. перев.) 8. Выражение, означающее "принято" (от старого фонетического обозначения буквы "R", первой в слове "received") (прим. перев.)
_________________ Amat Victoria Curam
Последний раз редактировалось Den_Lis 02 ноя 2020, 22:03, всего редактировалось 1 раз.
|