Глава 17 3 марта Сумерки
В ночь на 3-е марта бойцы «Редбэка» (позывной австралийской группы, отсылка к названию одного смертоносного паука) [1] тащились вверх по нескольким оставшимся ступенькам почти отвесной скалы к своему наблюдательному пункту. Последние триста метров пути практически истощили их. Хоталинг почти полностью выбился из сил, но пока остальные военнослужащие его группы с радостью сбрасывали рюкзаки и осматривали окрестности, чтобы определить степень защиты и уязвимости НП, боевому диспетчеру необходим было приступать к работе. Он разместил свой рюкзак в низкую седловину, открыл его и занялся раскладыванием своего снаряжения для наведения авиаударов. Поблагодарив «Зарницу» за сопровождение, он затем вызвал несколько других «бортов» (в том числе «Начальника» — самолета ДРЛОиУ, «Кмарта» — командира авиационного компонента объединенных сил, [2] который распределял самолеты для использования на поле боя, и «Тумстоун» — центр огневой поддержки тактической группы «Горная), а затем подключился к спутниковой сети АФО. Ему очень хотелось получить ответ на вопрос: «Что происходит в других районах Шахикота?» Как оказалось, происходит много чего. Вик, недавно прибывший на конспиративную базу в Гардезе офицер «морских котиков», оказался в сложном положении. Он не был идеальным кандидатом на роль командира сводного отряда «морских котиков» 6-й команды, работавших в составе АФО на время операции «Анаконда», но обстановка и директивы находились вне его контроля. Они исходили непосредственно от командования спецназа ВМС в Баграме, которое считало, что понимают условия в Шахикоте лучше, чем те, кто был там в течение нескольких дней или даже недель. Правда заключалась в том, что «котики» никогда не готовились к длительным и суровым условиям, в которых действовали группы АФО, что и показали пробные разведвыходы «Дельты». Вместо этого руководство спецназа ВМС подменило разумное планирование и подготовку неуместной уверенностью в том, что их люди смогут преодолеть любые препятствия с ходу. Короче говоря, проявило высокомерие. Дело было не в том, что операторы «морских котиков» были неподготовлены — Гуди, Крис и Эрик доказывали это, даже когда тактическая группа «Синяя» торопила новые группы с началом боевых действий. Но спешка (особенно это касалось спецназовцев-штурмовиков, с диспетчерами или без них) означала катастрофу. Блейбер, единственный офицер на месте событий в Шахикоте, обладавший достаточными знаниями и опытом, чтобы выносить подобные суждения, ясно дал это понять, начав возражать генерал-майору Дейли и бригадному генералу Требону до такой степени, что ему было сказано, что генералы находятся на грани отстранения его от должности. Однако Вику не хватало ни уверенности в себе, ни компетентности, чтобы поддержать Блейбера и его группы на местах. Группа «Индиа», целиком состоявшая из сотрудников «Дельты», даже высказалась по этому поводу на частоте спутниковой связи АФО, заявив: «Это небезопасно, это ненадежно, это бессмысленно». Однако флотские настаивали на своем, хотя Кернан изначально не требовал такого срочного вывода. В официальном отчете АФО по итогам операции отмечается, что изначально Кернан «предложил Требону, что передача управления от тактической группы АФО (как она была известна) к тактической группе “Синяя” должна произойти в течение следующих нескольких дней, а ТГр “Синяя” примет командование и управление 6-го марта». Изменения произошли после того, как в тактической группе «Синяя» осознали, что большинство авиаударов будет закончено к концу первой недели марта. То ли чтобы избежать сопротивления со стороны Блейбера, то ли по каким-то иным нераскрытым причинам, Вик и руководство «морских котиков» в Баграме для планирования и проведения своих операций организовали отдельную структуру командования и связи. Это означало наличие двух параллельных структур управления, и во второй из них Вик стал главным. Это также означало, что другие формирования, имеющие отношение к операции, не будут об этом знать и не смогут оказать на это влияние. Более того, это не позволяло «морским котикам» полностью понять не только обстановку, в которую они выводили своих людей, но и задачи других ключевых участников операции «Анаконда», включая авиационные средства и союзников. В конечном итоге разделенная структура управления и связи и отказ учесть опыт Блейбера на поле боя явили собой халатность. Руководство «морских котиков» поставило свое эго превыше всего, включая даже безопасность своих людей. Подобное высокомерие оказалось смертельно опасным. Вслед за разговором Блейбера с Требоном позвонил Кернан, чтобы уточнить, когда «Дельта» передаст командование спецназу ВМС. Не имея возможности сохранить за собой командование операцией, которую он организовывал и возглавлял почти два месяца, Блейбер предложил, что это произойдет, когда группы «Мако-30» и «Мако-21» вылетят из Гардеза, чтобы высадится в Шахикоте, но поскольку они так и не договорились о порядке фактической передачи управления, то для офицера «Дельты» это означало, что он был главным до тех пор, пока не объявит о завершении передачи управления. Тем временем Кернан сообщил ему, что Вик будет выполнять обязанности его правой руки — фактически, заместителя командира АФО. Всем на конспиративной базе в Гардезе было ясно, что группы «Мако-30» и «Мако-21» отправятся туда той же ночью. Вопрос заключался в том, куда они будут высаживаться? Поскольку группа «Раккасан» теперь сосредотачивала свои усилия на севере долины Шахикот, а 64-я тактическая группа — австралийская САС, в которую входили патрули Хоталинга и Уайли, а также блокирующие позиции из двух других моторизованных патрулей, — укрепляла юг, Вик и «морские котики» обратили свой взор на север. Блейбер вспоминает: «Из-за того, что они должны были выходить туда в ту же ночь, отправляться пешком было невозможно, так как на это требовалось как минимум полтора дня, не считая времени, необходимого для оценки местности». Это означало, что в нарушение постоянно действующего правила АФО, придется использовать вертолеты. Блейбера это тревожило, но он был полностью поглощен проведением текущих операций, в ходе которых его люди находились в контакте с противником. Тем не менее он нашел время, чтобы выйти со Слэбом на улицу и переговорить с ним наедине. Слэб и Блейбер работали вместе в Боснии, когда первый выполнял там задания по поиску военных преступников. Блейбер очень доверял здравому смыслу и богатому опыту этого спокойного спецназовца. Он также надеялся, что практический опыт Слэба сможет удержать Вика и «морских котиков» в Баграме от попыток высадки групп так быстро. Отойдя от Вика и остальных, он сказал: — Слэб, мне очень не хочется, чтобы вы высаживались сразу же. Я хочу убедиться, что вы получите все те преимущества, которые были у других парней. — Я полностью согласен, но я вынужден делать то, что мне говорят, а нам говорят выходить сегодня, — ответил «морской котик» с типичной для Слэба недосказанностью, поставив точку в их разговоре. Имея всего несколько часов на планирование, Вик и «морские котики» решили, что группа «Мако-21» высадится вблизи линии боевого соприкосновения ТГр «Раккасан» на вертолетной посадочной площадке, примыкающей к группе «Джульет». А поскольку они должны были высаживаться в зоне высадки, охраняемой подразделениями 101-й десантно-штурмовой дивизии, им придется доставить дополнительные припасы группе «Джульет», поскольку Блейбер намеревался оставить их в поле еще на две ночи. Из всех групп они были лучше всех оснащены и эффективнее всех действовали на поле боя, во многом благодаря тому, что Джей умело корректировал авиаудары и координировал действия авиации. Затем группа «Мако-21» пешим порядком должна была выдвинуться на восток, к другому наблюдательному пункту на возвышенности, и взять под наблюдение сектор с дорогой, проходившей с востока на запад, и которая, как предполагалось, служила маршрутом снабжения противника. Тем временем группа «Мако-30» высадится у основания горы Такургар и отправится на вершину пика высотой 10469 футов. Группы должны были вылетать с площадки конспиративной базы в Гардезе одновременно на отдельных вертолетах MH-47 160-го авиаполка ССО, после наступления темноты, но достаточно рано, чтобы обе группы успели завершить свои передвижения до рассвета. После этого они должны были присоединиться к «воздушной оргии», а их боевые диспетчеры будут наводить еще больше авиаударов по врагу, который продолжал опровергать свое поражение ожесточенным сопротивлением. Ни одна позиция в долине пока не поддавалась захвату. Слэб знал, что для того, чтобы благополучно подняться на Такургар, ему нужно высаживаться как можно быстрее, и прикинул, что для подъема на высоту 1300 метров, ему потребуется четыре часа под прикрытием со стороны АС-130. Вопрос о том, пытался ли Слэб скорректировать этот план или повлиять на руководство «морских котиков», остается открытым. Бен Миллер, боевой диспетчер группы «Мако-21», вспоминает, как на протяжении дня Чепмен выходил на холод, чтобы воспользоваться ноутбуком для связи с Баграмом, а Слэб нависал у него над плечом — внутри центра боевого управления невозможно было использовать портативные станции спутниковой связи, потому что крыша блокировала сигнал. Время до отбытия Чепмена из Баграма прошло в суматохе: характер их задач еще не был до конца определен, и «морские котики» вместе с диспетчерами собирали все, что могли. «Не думаю, что Чаппи успел хоть немного поспать. Он весь день работал над информацией и планированием, хорошенько промерзнув. Слэб, кстати, тоже», — вспоминает другой диспетчер. В течение дня возникла некоторая путаница со временем вылета MH-47, и Слэб заставил Чепмена работать через ноутбук, используя все, что у него было, чтобы скоординировать их переброску. Миллер продолжает: «Все интересуются, когда прилетят вертолеты, выделенные для нашей высадки. Диспетчер зачастую может найти информацию быстрее, чем кто-либо другой, поэтому Джон оказался тем человеком, который пытался это выяснить». Внутри ЦБУ тоже было не совсем уютно — единственное тепло исходило от немощного очага, — но бóльшую часть дня Чепмен находился на улице, и резервы его организма истощились еще до того, как группа сделала первый шаг к вертолету для высадки. Кроме того, он не только должен был запомнить все позывные, частоты и порядок связи при вызове и корректировке авиаударов (эти специальные инструкции, называемые «спинами», со сложными правилами и ограничениями каждый диспетчер должен был запоминать наизусть, после чего проходил проверку, прежде чем управлять авиаударами на каждом поле боя), но и упаковать свою рюкзак, который был самым тяжелым из всех. Миллер видел, как это тяготило его друга. Поскольку среди «котиков» Слэб был самым старшим военнослужащим старшинского состава и, следовательно, самым опытным флотским спецназовцем на конспиративной базе, именно на него (и, соответственно, на Чаппи, его боевого диспетчера) легла вся работа по логистике и планированию операций обеих разведгрупп. Для обоих это была трудная и тяжелая ноша. После утверждения всех планов, Вик подошел к Блейберу, когда тот готовился к ночным операциям — офицер «Дельты» собирался присоединиться к «новой и усиленной» колонне «зеленых беретов» и сил АТФ, которые должны были предпринять вторую попытку нанести удар «молотом» по «Аль-Каиде». В своем небольшом внедорожнике Блейбер установил ноутбук и стационарную Х-образную антенну спутниковой связи, чтобы оставаться на связи со всеми разведывательными группами, развернутыми в поле, и со всеми другими инстанциями во время движения или даже под обстрелом. В 22:00, за тридцать минут до того, как на посадочной площадке у конспиративной базы должны были приземлиться вертолеты, выделенные для высадки групп «Мако-30» и «Мако-21», Вик снова подошел на базе к Блейберу, когда командир АФО заканчивал погрузку батарей и боеприпасов, и затронул тему замены места высадки группы «Мако-30» с подножия горы на саму вершину. Как вспоминает сам Блейбер в своей книге «Миссия, люди и я»: «Он выдвигал эту же идею несколькими часами ранее, но мы со Слэбом отклонили ее по тактическим соображениям. Прекрасно понимая, что группе “Мако-30” оставалось всего тридцать минут до вылета к своему месту высадки, я сразу перешел к делу. — На земле нет ничего, что могло бы заставить нас изменить планы, так что менять что-либо не имеет смысла, — и добавил, что… экипаж вертолета никогда не будет рассматривать саму возможность каких-либо изменений в одиннадцатом часу; это противоречит их типовым порядкам действий. — Без проблем, — ответил он, не став на этом настаивать. Мы поговорили еще несколько минут о взаимодействии во время ночных операций, и я объяснил ему, что буду руководить всем из своей машины возле “Рыболовного крючка” и что, если у него возникнут вопросы или проблемы, он должен набирать меня». С этими словами Блейбер забрался в свой автомобиль и уехал, оставив Вика отвечать за конспиративную базу и все действия на ней. Как выяснилось позднее, Вик больше не разговаривал с Блейбером в ту ночь, даже когда с неба начали падать вертолеты, изрешеченные пулями и гранатами от РПГ — катастрофа, которую «морские котики» и устроили. Через тридцать минут Слэб, Чепмен и остальные военнослужащие разведгруппы «Мако-30», а также Эл, Бен и «морские котики» из группы «Мако-21» переместились на посадочную площадку, где расположились на земле со сложенным в кучу снаряжением. Бойцам не терпелось приступить к работе, поэтому перед самым стартом им едва удавалось сохранять терпение. Ожидание вертолетов было мучительным… и вот-вот все должно было усложниться. В воздухе, полет двух вертолетов MH-47E в направлении посадочной площадки в Гардезе возглавил Алан Мак. Старший уорент-офицер с 16-летней выслугой также был опытным ветераном 160-го авиаполка и самым старшим из четырех летчиков обеих экипажей, что делало его ведущим во время полета. По сравнению с «Черными ястребами», многоцелевыми MH-6 и AH-6 «Маленькими птичками», на которых летал 160-й авиаполк, вертолеты MH-47 «Чинук» были большими и громоздкими, но для летчиков их экипажей они были прекрасны: высокая скорость и более широкий диапазон летных характеристик делали их идеальными для использования на больших высотах и перевозки тяжелых грузов, необходимых для «Дельты» и «морских котиков» в Афганистане. Этот полет не был исключением. Мак медленно снизился к посадочной площадке в Гардезе — «Чинуки» никогда и ничего не делали быстро — и, зависнув прямо над землей, опустился на грязь, обдав «морских котиков» и контролеров пылью. На земле он вместе со Слэбом и Чепменом провели предполетный инструктаж, уточнив план действий. Мак со своим экипажем, имевшим позывной «Бритва-03», должен был высаживать «Мако-30», а другой вертолет, с позывным «Бритва-04», должен был высаживать группу «Мако-21». Оба «борта» должны были вместе вылететь к месту высадки группы «Мако-21», после чего «Бритва-03» продолжит полет к подножию Такургара. Для экипажей вертолетов это была всего лишь очередная ночная высадка, и сама операция не казалась слишком сложной или продолжительной. Когда экипажи и спецназовцы завершили инструктаж, все загрузились в «Чинуки», которые вскоре поднялись в воздух. За вертолетом Мака скользил «борт» с позывным «Бритва-04». Впереди них, на большой высоте над Такургаром и назначенного места высадки у подножия горы, повис «Гвоздь-21» — боевой ганшип AC-130U (новейший вариант ударного самолета, ласково называемого «Ю-бот»). [3] Его задача — обеспечить, чтобы площадка была свободная от противника, и прикрыть высадку группы «Мако-30». Через шесть минут после приземления «Гвоздь-21» вызвал по радио «Бритву-03» и сообщил, что «не может организовать наблюдение за районом из-за работы командующего авиационным компонентом объединенных сил, и вынужден покинуть район до завершения авиаудара» — это была еще одна напряженная ночь в Шахикоте, когда Джей и Энди вместе со своими пехотными коллегами отрабатывали удары по врагу. Для «Бритвы-03» и «Бритвы-04» оставаться в воздухе во время ударов означало сжигать драгоценное топливо. Чтобы совершать полеты с максимальной загрузкой на большой высоте и при этом обеспечить для вертолета запас летных характеристик, Мак принял на борт достаточно топлива для полета, добавив затем еще и неприкосновенный запас (НЗ) на пятнадцать минут на случай нештатных ситуаций. Не имея представления о том, сколько времени займут авиаудары, он вернулся в Гардез. Оказавшись на земле, Мак «убрал 97 процентов скорости вращения винтов, чтобы уменьшить расход топлива», что, по сути, перевело вертолет в режим холостого хода. Пока продолжались авиаудары, «Гвоздь-21» сообщил им, что он «сухой» и уходит на базу, но вскоре его должен сменить «Гвоздь-22» (у которого топливо также приближалось к минимально допустимому уровню), а затем должен был прибыть «Мрачный-32». Мак еще больше снизил обороты двигателей почти до полной остановки — наименьшего уровня расхода топлива, который он мог обеспечить при работающих двигателях. Затем пришло сообщение, что 101-я дивизия проводит высадку десанта, что вызвало еще одну задержку, поэтому Мак выключил двигатели, но оставил работать вспомогательную силовую установку (ВСУ), чтобы обеспечить питание для повторного запуска. Летчик сидел за штурвалом и ждал своего часа, когда появился Слэб. Спецназовец был обеспокоен. С каждой драгоценной минута он и его группа приближались к рассвету. Мак вспоминает: «Он спросил, можно ли доставить его прямо к его наблюдательному пункту на вершине горы. Я ответил ему, что у меня есть вертолет, чтобы сделать это, но не могу гарантировать, что на вершине найдется подходящая посадочная площадка, поскольку у меня нет данных видовой разведки этого места. И поскольку мы не могли гарантировать безопасную посадку, то решили придерживаться первоначального варианта высадки у основания горы». Подразделения 101-й дивизии закончили высадку, и Мак приготовился запустить двигатели, когда их вызвал «Гвоздь-22». «Он вел наблюдение за нашими районами высадки. Все было чисто». Командир экипажа передал по внутренней связи информацию Слэбу. Дела начали налаживаться. Мак приступил к выполнению предполетной подготовки согласно контрольному списку, последовательно запустил первый двигатель, затем второй, но как только второй двигатель заработал, он «убежал», неконтролируемо увеличивая обороты, пока командир экипажа не был вынужден произвести аварийное отключение. Проблема «превышения нескольких эксплуатационных пределов» привела к тому, что вертолет больше не мог выполнять свои задачи. Для экипажа и людей из разведгруппы «Мако-21» о проблеме с двигателем сообщил впечатляющий «шлейф пламени», вырвавшийся из задней части сопла. «Я вызвал ЦБУ и попросил прислать запасной вертолет, о чем и сообщил командиру группы». Теперь Слэб оказался в затруднительном положении. Потребуется еще как минимум час, чтобы в Гардез прибыл второй «борт». Отправлено было два вертолета, поскольку из-за задержек запас топлива на «Бритве-04» также подходил к критическому уровню. Выйдя из вертолета Мака на холод, где в ночной темноте слышался вой вспомогательной силовой установки вертолета, он отошел от борта, чтобы поразмыслить. Самое раннее время, когда они доберутся до своего места высадки, было 03:00, до предрассветных сумерек — времени, когда они будут видны всем — останется еще три часа, если все пройдет без заминок. В сложившейся ситуации это казалось маловероятным. Слэб нашел Вика, чтобы посовещаться. Времени на то, чтобы подняться на гору до рассвета, просто не хватит, и «морской котик» ни за что не хотел ставить себя и свою группу в положение, когда им придется карабкаться по склону при свете дня, рискуя попасть в засаду, которая, скорее всего, будет стóить им жизни. Он запросил двадцатичетырехчасовую отсрочку в выполнении операции — единственное разумное решение — и передал его по бортовой рации «Бритвы-03», чтобы Чепмену не пришлось распаковывать свой рюкзак. В журнале боевых действий на ЦБУ 11-й тактической группы записано: «“БРИТВА-03” ПЕРЕДАЕТ “АКУЛЕ-78”: САМОЕ РАННЕЕ ВРЕМЯ ВЫСАДКИ — 22:15 – 22:30 ВРЕМЯ ЗУЛУ; ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПРИДЕТЬСЯ ПРИ ДНЕВНОМ СВЕТЕ; ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ НА “БРИТВАХ” ЗАПРАШИВАЕТ ОТСРОЧКУ НА 24 ЧАСА; ПРОШУ ВАШИХ УКАЗАНИЙ». В журнале зафиксирован только один ответ: «ОЖИДАЙТЕ». Вику нужно было обсудить ситуацию со своим непосредственным начальником, поэтому он подключился к спутниковому телефону и сделал звонок, но вместо того, чтобы вызвать Блейбера, который уже направлялся в Шахикот, он набрал Баграм, штаб ТГр «Синяя». Как отметил в официальном отчете АФО о боевых действиях их представитель в Баграме, майор «Дельты» Джимми Риз: «Ни разу обстановка не обсуждалась с командным составом сил АФО. Мы понятия не имели, что эти разговоры вообще ведутся. Вместо того, чтобы выйти в командную сеть АФО и обсудить это с командиром наземных сил Блейбером, они обсуждали это в командной радиосети группы “Синяя”». Решение Вика исключить постоянную действующую командную цепь АФО имело тяжелые, далеко идущие последствия. Нигде не записано, с кем Вик разговаривал, и он никогда не называл этого человека по имени. На самом конце своего разговора офицер спецназа ВМС заявил: — Самое раннее время высадки на сейчас составляет 02:45 – 03:00 утра. — и запросил дополнительные инструкции, на что получил ответ: — Нам очень нужно, чтобы вы оказались там сегодня. [4] Получив четкий приказ и не имея иного выбора, Слэб, пока они ждали запасной вертолет, обсудил новый план действий с Маком. Они решили, что летчики поменяются местами и полетят на новых вертолетах с теми бортстрелками и экипажем, которые прибудут на них, — поменяются только летчики, поскольку до этого момента они планировали и выполняли задание вместе, и дальнейшие изменения могли привести только к неприятностям. Вспомнив о вершине, и о нехватке фотоснимков для качественного планирования, Слэб спросил Мака: — Ну, и что вы собираетесь делать, шеф? — Я готов попробовать, если вы согласны, — ответил Мак, но повторил, что у него не было возможности определить, есть ли там подходящая посадочная площадка, или нет. — Ну, если вы не сможете нас туда доставить, тогда просто верните нас домой, — ответил «морской котик». Прибыли запасные MH-47, и летчики поменялись местами. Пока двигатели продолжали работать, а обе разведгруппы загружали на борт свое снаряжение, экипажи слушали по спутниковой связи любую информацию о дальнейших задержках или сбоях. Позывные «Бритва-03» и «Бритва-04» в последний раз взлетели из Гардеза в 02:27, чтобы совершить чуть более чем двадцатиминутный перелет для высадки групп «Мако». Мак, сидевший слева, наблюдал за тем, как «Бритва-04», прихватив запасы, чтобы передать их Джею Хиллу и группе «Джульет», выходит из боевого порядка и направляется к месту высадки группы «Мако-21» — посадочной площадке, удерживаемой подразделениями 101-й десантно-штурмовой дивизии. Борт «Бритва-03» продолжил полет к Такургару в одиночку. Находившийся в Баграме Джимми Риз сидел за столом в ЦБУ тактической группы «Горная» рядом с генерал-майором Хагенбеком и беседовал с бригадным генералом Гэри Харреллом, бывшим командиром «Дельты». По словам Риза, «мы (т.е. АФО), сидя в ЦБУ ТГр “Горная” услышали прерывистые сообщения с борта MH-47, передававшего информацию в 160-й авиаполк. Именно так мы узнали о новом месте высадки за минуту или две до первой посадки “Бритвы-03”. Как раз в тот момент, когда они заходили на посадку, они назвали предполагаемые координаты вершины Такургара. Мы впервые услышали это донесение и были удивлены, что летчики пытаются высадить группу непосредственно на наблюдательный пункт». В то же время, находившийся на своем НП к северу от Такургара Джей слышал некоторые сообщения по спутниковой сети АФО, но не обращал на них внимания. Он был слишком занят, работая вместе с AC-130 для обеспечения десантирования тактической группы «Раккасан», которое и вызвало задержку в полете «Бритвы-03/04». Его расстраивали многочисленные авиаудары, которые отклонялись или вообще наносились не туда в сложном хаосе поля боя внизу. Дважды он задавался вопросом: «Что происходит с непосредственной авиационной поддержкой?». Дважды он вызывал авиацию для нанесения удара по минометной позиции, которая обстреливала подразделения 101-й дивизии, и дважды самолеты отзывали. Наконец, самолеты F-16 вернулись, «но не смогли точно поразить цели». Пока Джей запрашивал другие авиасредства, «что-нибудь с бомбами JDAM», командир разведгруппы «Джульет» Крис искал подтверждение высадки группы «Мако-21» и их встречи для получения обещанных запасов: пятнадцать критически важных батарей BA-5590, двадцати четырех пайков MRE, пяти галлонов воды и шестьдесят батарей типа AA (для ПНВ, ИК-указателей и других приборов) — вещи, в которых группа отчаянно нуждалась, если они хотели остаться в поле еще на несколько дней, как и приказал Блейбер. Из трех разведывательных групп, находившихся в поле боя, их группа пока что была самой смертоносной и располагалась лучше всех. Ошеломленный, Джей наконец их увидел — два материализовавшихся в ночи MH-47, прилетевших из Гардеза. «Сидя там, наверху, мы наносим удары, отмечаем цели, в общем, делаем все, что в наших силах, но мы уже изрядно выдохлись, потому что не спали. Потом мы услышали вертолеты, и я подумал: “Что за чертовщина?”. Помню, как выглянул из-за нашего укрытия и произнес: “Эй, Кей-О (инициалы Криса), кто это? Что здесь происходит, они везут оружие?”. Честно говоря, я думал, что это подкрепление для 101-й дивизии. Я тут пытаюсь уронить бомбы, а сам такой: “Эй, ребята, вы не можете сбрасывать бомбы через вертолеты, мне нужно знать, кто приближается”». Высадка, осуществляемая без предупреждения, поставила под угрозу нанесение текущих авиаударов. Крис тоже ничего не знал об этом, и вся группа наблюдала за «Бритвой-04», когда вертолет приближался, чтобы приземлиться неподалеку. «Мы слышали два из них, и когда увидели, куда они летят, это был огромный шок, потому что глаза уже адаптировались к условиям освещенности, и вы могли видеть очень хорошо. А потом они полетели прямо в то место, о котором мы сообщали ранее, что там плохие парни. На самом деле, мы заметили это раньше, и передали в АФО: “Эй, ребята, это земля плохих парней”, потому что вы могли четко видеть маленькое дерево бонсай и вражеские позиции на вершине». Как пишет Крис в своем отчете о результатах боевых действий: «Самое печальное во всей этой истории то, что ни разу (выделено мной) тактическая группа “Синяя” не связалась с развернутыми наблюдательными пунктами и не запросила у них обстановку на земле». [5] «Бритва-03» продолжила свой полет к горной вершине. «Потом они повернули, и я помню этот разворот, этот серый вертолет, когда они пролетели прямо к вершине, и там все пошло кувырком. Вы могли видеть огромную вспышку, я до сих пор вижу ее ясно, как день, а потом просто взрывы, как будто это было телевизионное шоу. Послышалась стрельба, пулемет ДШК открыл огонь, стреляя по вертолету», — вспоминает Джей. А затем «Бритва-03» исчезла, растворившись в ночи. Вслед за этим началась короткая перестрелка. Нейл Робертс, выпав из вертолета и приземлившись невредимым на снег, боролся за свою жизнь. Последние мгновения его жизни не запечатлел ни один беспилотник или ганшип, но свидетелями стали разведчики группы «Джульет». Известно лишь, что вскоре после падения он попал под вражеский огонь, который вызвал обильное кровотечение. Его пулемет был найден заклинившим и залитым его же кровью. Бой длился недолго, он был тяжело ранен во время первого же огневого контакта. Робертс даже не успел извлечь свой пистолет. Его конец наступил, когда один из чеченцев убил его с близкого расстояния одним выстрелом в голову, словно во время казни. После того как пуля, оборвавшая жизнь «морского котика», была выпущена, на Такургаре воцарилась тишина.
ПРИМЕЧАНИЯ: [1] Красноспинный паук (лат. Latrodectus hasselti), обитающий в Австралии. [2] Англ. combined force air component commander (CFACC). [3] U-boat, по аналогии с немецкими подводными лодками времен Второй мировой войны. [4] В свете событий и с течением времени нет однозначного ответа на вопрос, кто из офицеров спецназа ВМС фактически отдал этот неявный приказ. Официальные версии, как и воспоминания участников событий, различаются, и нигде не упоминаются никакие имена. Однако есть только два варианта — кэптен Кернан, командир 6-й команды «морских котиков», или его оперативный офицер, коммандер Шимански. Лица, обладающие информацией из первых рук, считают, что это, скорее всего, был Шимански. В официальном журнале боевых действий тактической группы №11, находившемся на ЦБУ, официальный ответ на вызов от «Бритвы-03», сделанный от имени Слэба, не отмечен. Позывным, подтвердившим прием вызова, была «Акула-78», т.е. оперативный офицер. Позднее, офицеры ТГр «Синяя» попытались возложить ответственность за передачу сообщения на матроса, обслуживавшего радиостанцию, но в оперативном журнале центра боевого управления четко указан позывной «Акула-78» — оперативный офицер ТГр «Синяя» Шимански (прим. автора). [5] Донесения о расположении позиций противника или даже о его занятии Такургара до вывода группы «Мако-30» экипажем «Бритвы-03» полны противоречий. Слэб утверждает, что они никогда бы не высадились, если бы знали о наличии вражеских сил; однако Гленн, аналитик разведки «Дельты», утверждает, что он сообщил об угрозе. Кроме того, военнослужащие разведгрупп «J» и «Мако-31» заявили, что они сообщили о захвате Такургара «Аль-Каидой». Невозможно сказать, где именно произошел критический разрыв в информации, но, скорее всего, это произошло в отдельной цепочке командования «морских котиков», что стало еще одним следствием неспособности высшего руководства спецназа ВМС общаться и координировать свои замыслы и действия. Ясно одно: разведгруппа «Мако-30» не знала об этом до высадки (прим. автора).
Последний раз редактировалось Sarah Wheatcroft 24 июн 2025, 16:05, всего редактировалось 2 раз(а).
|